Битники. Все о субкультуре Бит-поколения
Битники. Все о субкультуре Бит-поколения
- ноябрь 23, 2021
Битники появились на земле задолго до хиппи, растаманов и других
смутьянов. Ведь движение субкультуры битников уходит корнями в
1940-50-е, когда в Америке возникли первые представители эпохи
бит-поколения.
Термин “beatnik” появился в журнале “Сан-Франциско кроникл” за 1958-й (журналист Герб Кэйн присоединил к слову “beat” русский суффикс “ник” от мегапопулярного в конце 50-х слова “sputnik”, знакомого американцам после запуска советского космического аппарата “Спутник-1”). Само же понятие бит-поколения (“beat-generation”) принадлежит культовому автору Джеку Керуаку, который этим словосочетанием описал суть нью-йоркского андерграунда – особой субкультуры, где царили нонкомформизм в социально-политических взглядах, асоциальное поведение, богемный образ жизни, буддистские верования, посиделки в кофейнях и арт-тусовки как основной вид времяпровождения, абсолютное презрение к материальным ценностям и американской мечте обладать большим домом с лужайкой, новой дорогой машиной, престижной работой в крупной корпорации, разочарование государством и, собственно, человечеством после ужасающей Второй Мировой войны, холокоста и применения ядерного оружия в Хиросиме и Нагасаки.
Слайд-шоу с фотографиями Битников
В Советском Союзе бит-поколение появилось с некоторым запозданием – премьерный русский период бит-движения приходится на конец 1960-х – начало 1970-х. Когда в СССР отцов-основателей воцарилась иная субкультура и на смену стильным чувакам и чувихам пришли свободолюбивые неряшливые хиппи. Битники в СССР – это преимущественно молодые декаденты и стиляги, прекрасно образованные и финансово обеспеченные своими партийными родителями и имеющие возможность одеваться по последней моде, отращивать волосы до плеч, смущать и эпатировать честных работяг и не бояться суровых последствий, на которые способна оскорбленная советская власть.
Ко второму поколению, представляющему отечественное бит-движение в СССР, относились музыканты и художники – реальные русские биты, для которых битническая одежда, идейное тунеядство, аморальное поведение, другие характерные черты антисоветчины являлись смыслом жизни и ключевым принципом существования. Артисты-битники редко могли похвастать заступниками в высоких правительственных кабинетах, потому регулярно страдали от действий правоохранительных органов, но не желали отступаться от своих принципов, предпочитая страдать, но не склоняться перед гнетом государственной машины.
Белые майки без рисунков, свитеры с высокими воротниками, полосатые береты и сутаны с капюшоном на голове, сандалии на босую ногу – так одевались Битники. Покуривая травку, слушая стильный музыкальный жанр джаз и блюз, разговаривая на высокие темы философии и обсуждение лучших картин мира и искусства - литературы, живописи, музыки. Яркой аполитичностью битники-чуваки принципиально отличались от своих предшественников хипстеров, происходивших из класса люмпенов и кровно заинтересованных в социальных, политических и экономических сдвигах. Некоторые историки называют представителей бит-поколения начитанными и обеспеченными хипстерами, хотя в глазах простых обывателей стиль битничества – это беззаботное существование и популяризация богемных аксессуаров и темных очков.
Пройдет совсем немного лет и на смену артистичным бездельникам-битникам придут музыкальные, духовные и вечно свободные хиппи. Но пока на дворе середина столетия и бит-культуру формируют и направляют четыре центральные фигуры – писатели и поэты-битники.
Джек Керуак (Jack Kerouac, 12. 03.1922-21.10.1969) – важнейшая персона beat-поколения, в своем культовом неоднократно экранизированном романе “В дороге” (“On the road”) нарисовавший образ идеального beatnik’a. Будущая субкультура и масштабное нонконформистское движение сформировались в среде прогрессивных студентов Колумбийского университета Нью-Йорка, где Керуак познакомился со своим будущим другом и единомышленником Люсьеном Карром.
Люсьен Карр (Lucien Carr, 1.03.1925-28.01.2005) – журналист, редактор, основоположник и главный битник-долгожитель, чья славная карьера и взрослая жизнь началась с убийства. Согласно полицейской хронике студент Карр зарезал бойскаутским ножом Дэвида Каммерера, который долго преследовал, домогался и якобы атаковал молодого человека в роковой для себя день. Друзья-битники помогли убийце избавиться от тела и улик, но совесть замучила Люсьена, который явился в полицию, признался в преступлении и провел два года в тюрьме. На свободу парень вышел совершенно новым человеком, по-прежнему влюбленным в старые бит-идеи.
Уильям Берроуз (William Burroughs, 5.02.1914-2.08.1997) – ключевая beatnik-персона, которая кроме знаменитых литературных произведений и эссе-манифестов известна двумя уголовными делами. В убийстве Каммерера Берроуз проходил свидетелем, а вот в смерти своей любимой супруги Джоан Волмер прозаик виновен сам – муж с женой “играли в Вильгельма Телля” и сильной пьяный литератор выстрелил в голову женщины вместо яблока.
Аллен Гинсберг (Allen Ginsberg, 3.06.1926-5.04.1997) – журналист, поэт и прозаик, важнейшая фигура американской контркультуры, имеющая непосредственное отношение к самым значительным литературным произведениям битничества.
Гинзберг написал знаменитую поэму “Вопль” (“Howl”), представляющая собой дикую смесь автобиографических хроник и апокалиптических пророчеств. Наряду с “Воплем” (второе название - “Вой”) краеугольными художественными произведениями субкультуры битников являются романы “В дороге” (“On the road”, 1957 ) Керуака и “Голый завтрак” (“Naked lunch”, 1959) Берроуза. Чтобы познакомиться с культовыми работами бит-мастодонтов, необязательно читать книги, ведь в кино вышли потрясающие одноименные фильмы, прекрасно отвечающие на главные вопросы битничества.
Даже на фотографиях легко разглядеть характерные черты и манеру поведения представителей бит-движения, которых можно считать беззаботными сибаритами, но все-таки стоит помнить о присутствии хорошего образования, чувства стиля и тонкого вкуса.
Битнический стиль в одежде, поведении и политико-социальных взглядах снова в моде. Характерная джазовая и блюзовая бит-музыка не теряет популярности. Последний фильм на бит-тематику (“On the road” бразильского режиссера Вальтера Саллеса) вышел в 2012-м, так что современных битников можно встретить повсюду. Субкультуре битников больше 50 лет, но движение не умерло вместе с отцами-основателями, а продолжает развиваться и сейчас.
1. Кто такие Битники
Термин “beatnik” появился в журнале “Сан-Франциско кроникл” за 1958-й (журналист Герб Кэйн присоединил к слову “beat” русский суффикс “ник” от мегапопулярного в конце 50-х слова “sputnik”, знакомого американцам после запуска советского космического аппарата “Спутник-1”). Само же понятие бит-поколения (“beat-generation”) принадлежит культовому автору Джеку Керуаку, который этим словосочетанием описал суть нью-йоркского андерграунда – особой субкультуры, где царили нонкомформизм в социально-политических взглядах, асоциальное поведение, богемный образ жизни, буддистские верования, посиделки в кофейнях и арт-тусовки как основной вид времяпровождения, абсолютное презрение к материальным ценностям и американской мечте обладать большим домом с лужайкой, новой дорогой машиной, престижной работой в крупной корпорации, разочарование государством и, собственно, человечеством после ужасающей Второй Мировой войны, холокоста и применения ядерного оружия в Хиросиме и Нагасаки.
Слайд-шоу с фотографиями Битников
2. Битники в СССР
В Советском Союзе бит-поколение появилось с некоторым запозданием – премьерный русский период бит-движения приходится на конец 1960-х – начало 1970-х. Когда в СССР отцов-основателей воцарилась иная субкультура и на смену стильным чувакам и чувихам пришли свободолюбивые неряшливые хиппи. Битники в СССР – это преимущественно молодые декаденты и стиляги, прекрасно образованные и финансово обеспеченные своими партийными родителями и имеющие возможность одеваться по последней моде, отращивать волосы до плеч, смущать и эпатировать честных работяг и не бояться суровых последствий, на которые способна оскорбленная советская власть.
Ко второму поколению, представляющему отечественное бит-движение в СССР, относились музыканты и художники – реальные русские биты, для которых битническая одежда, идейное тунеядство, аморальное поведение, другие характерные черты антисоветчины являлись смыслом жизни и ключевым принципом существования. Артисты-битники редко могли похвастать заступниками в высоких правительственных кабинетах, потому регулярно страдали от действий правоохранительных органов, но не желали отступаться от своих принципов, предпочитая страдать, но не склоняться перед гнетом государственной машины.
3. Стиль и одежда
Белые майки без рисунков, свитеры с высокими воротниками, полосатые береты и сутаны с капюшоном на голове, сандалии на босую ногу – так одевались Битники. Покуривая травку, слушая стильный музыкальный жанр джаз и блюз, разговаривая на высокие темы философии и обсуждение лучших картин мира и искусства - литературы, живописи, музыки. Яркой аполитичностью битники-чуваки принципиально отличались от своих предшественников хипстеров, происходивших из класса люмпенов и кровно заинтересованных в социальных, политических и экономических сдвигах. Некоторые историки называют представителей бит-поколения начитанными и обеспеченными хипстерами, хотя в глазах простых обывателей стиль битничества – это беззаботное существование и популяризация богемных аксессуаров и темных очков.
4. Писатели и поэты битники
Пройдет совсем немного лет и на смену артистичным бездельникам-битникам придут музыкальные, духовные и вечно свободные хиппи. Но пока на дворе середина столетия и бит-культуру формируют и направляют четыре центральные фигуры – писатели и поэты-битники.
4.1 Джек Керуак
Джек Керуак (Jack Kerouac, 12. 03.1922-21.10.1969) – важнейшая персона beat-поколения, в своем культовом неоднократно экранизированном романе “В дороге” (“On the road”) нарисовавший образ идеального beatnik’a. Будущая субкультура и масштабное нонконформистское движение сформировались в среде прогрессивных студентов Колумбийского университета Нью-Йорка, где Керуак познакомился со своим будущим другом и единомышленником Люсьеном Карром.
4.2 Люсьен Карр
Люсьен Карр (Lucien Carr, 1.03.1925-28.01.2005) – журналист, редактор, основоположник и главный битник-долгожитель, чья славная карьера и взрослая жизнь началась с убийства. Согласно полицейской хронике студент Карр зарезал бойскаутским ножом Дэвида Каммерера, который долго преследовал, домогался и якобы атаковал молодого человека в роковой для себя день. Друзья-битники помогли убийце избавиться от тела и улик, но совесть замучила Люсьена, который явился в полицию, признался в преступлении и провел два года в тюрьме. На свободу парень вышел совершенно новым человеком, по-прежнему влюбленным в старые бит-идеи.
4.3 Уильям Берроуз
Уильям Берроуз (William Burroughs, 5.02.1914-2.08.1997) – ключевая beatnik-персона, которая кроме знаменитых литературных произведений и эссе-манифестов известна двумя уголовными делами. В убийстве Каммерера Берроуз проходил свидетелем, а вот в смерти своей любимой супруги Джоан Волмер прозаик виновен сам – муж с женой “играли в Вильгельма Телля” и сильной пьяный литератор выстрелил в голову женщины вместо яблока.
4.4 Аллен Гинсберг
Аллен Гинсберг (Allen Ginsberg, 3.06.1926-5.04.1997) – журналист, поэт и прозаик, важнейшая фигура американской контркультуры, имеющая непосредственное отношение к самым значительным литературным произведениям битничества.
5. Книги битников
Гинзберг написал знаменитую поэму “Вопль” (“Howl”), представляющая собой дикую смесь автобиографических хроник и апокалиптических пророчеств. Наряду с “Воплем” (второе название - “Вой”) краеугольными художественными произведениями субкультуры битников являются романы “В дороге” (“On the road”, 1957 ) Керуака и “Голый завтрак” (“Naked lunch”, 1959) Берроуза. Чтобы познакомиться с культовыми работами бит-мастодонтов, необязательно читать книги, ведь в кино вышли потрясающие одноименные фильмы, прекрасно отвечающие на главные вопросы битничества.
6. Фото Битников
Даже на фотографиях легко разглядеть характерные черты и манеру поведения представителей бит-движения, которых можно считать беззаботными сибаритами, но все-таки стоит помнить о присутствии хорошего образования, чувства стиля и тонкого вкуса.
7. Современные битники
Битнический стиль в одежде, поведении и политико-социальных взглядах снова в моде. Характерная джазовая и блюзовая бит-музыка не теряет популярности. Последний фильм на бит-тематику (“On the road” бразильского режиссера Вальтера Саллеса) вышел в 2012-м, так что современных битников можно встретить повсюду. Субкультуре битников больше 50 лет, но движение не умерло вместе с отцами-основателями, а продолжает развиваться и сейчас.
Коментарі
Дописати коментар