Интервью Лючио Фульчи журналу L'Ecran Fantastique

Лучио Фульчи известен фанатам зомби по сногсшибательным "Зомби - пожирателям плоти", полная версия которых теперь доступна на видео. Фильм столь же пугающ - а может и более - как лучшие работы Джорджа Ромеро. Лучшие - если вы, конечно, любите кино такого сорта.

"Starburst" получил разрешение перепечатать два интервью Роберта Шлокоффа с Лючио Фульчи из превосходного французского киножурнала "L'Ecran Fantastique", в переводе Фредерика Леви.

L'Ecran Fantastique: Вы не новичок в кинопроизводстве.

Lucio Fulci: Я снимал фильмы в течение тридцати лет, и эти фильмы - вся моя жизнь. Я был режиссером тридцати трех лент, а сценарии написал для ста тридцати. Сначала я учился в Экспериментальном Центре Кино в Риме, у таких преподавателей, как Антониони и Висконти. Кстати, когда я сдавал устный вступительный экзамен в Центр, Висконти спросил меня, что я думю о его фильме "Наваждение" (1943), который был расценен тогда как шедевр, и с неосознанным юношеским откровением я сказал, что он "ограбил" несколько картин Ренуара! Остальная часть комиссии посмотрела на меня как на чудовище монстр, но Висконти сказал мне: "Вы - первый человек, который говорит мне правду. Вы знаете фильмы, и у вас достаточно храбрости, которую должен иметь режиссер! " И меня приняли!

Я был ассистентом режиссера на "Последних днях Помпеи" Марселя Л'Эрбера, работал над комедией с Марио Моничелли и Стено (это был фильм с Кристофером Ли "Дядя был вампиром"). В то время я был более сценаристом, нежели режиссером. И с тех пор я несу ответственность за сценарии всех моих фильмов, исключая "Зомби 2".

Это значит, что Вы предпочитаете писать сценарии режиссуре?

Не совсем, но мой интерес в режиссуре - главным образом носит технический характер. По-моему, наиболее важные части в создании фильма сценарий, микширование звука и монтаж. У меня есть ужасный недостаток: я не люблю звезд.

Марио Бава тоже не любил.

И Хичкок, который посылал актерам записки с указаниями. Когда Пол Ньюман однажды спросил его, почему он так, Хич ответил: "Таким образом я избавлен от обязанности разговаривать с вами!" Вообще-то, я люблю работать с актерами, но не со звездами. Бава, раз уж вы его упомянули, выстаивал все свои фильмы на технике, спецэффектах, саспенсе, он действительно не нуждался в актерах. Но Баву игнорировали (точно так же как Фреда), и только после его смерти критики начали упоминать его как гения. Раз уж зашел разговор - у меня было одно исключение. Я работал со звездой - Тото, великим комиком. Я меня двадцать два фильма с ним, как сценарист и ассистент режиссера, он помогал мне в режиссуре моего первого фильма - "Вор", который с треском провалился. В то время, я вынужден был снимать комедии и музыкальные фильмы

Вам до сих пор интересны фантастические фильмы?

Я был большим поклонником Турнера и Кормана, мне нравилась серия Кормана по Эдгару По. Через некоторое время я был сыт по горло комедиями и не хотел больше их делать. Так что я не работал в течение года, а потом с друзьями сделал вестерн, который, как мне кажется, во многом фантастичен - "Время убивать" Он очень отличался от других спагетти-ветсернов тех лет: в нем было много лиричных диалогов и ультра-насилия. Противостояние двух братьев принеобычных обстоятельства. FrОдного из них играл Франко неро, звезда "Джанго". Я сделал мой первый джиалло "Одна вместо другой" в 1968. И снова, было что-то нереальное в том, как был показан Сан-Франциско. Но моим первым истинно фантастическим фильмом был "Ящерица в женском обличье", даже учитывая то, что он имеет детективный финал.
DELETED
Откуда этот финал, идущий в разрез с фильмом?

Мы были сопоставлены с двумя возможностями. Сюжет был о женщине Кэрол, увидевшей во сне убийство, а при пробуждении узнавшей, что оно произошло в реальности. На этом основании могло быть два финала - один фантастический, другой в духе детективной истории. Продюсер настаивал, чтобы конец был логичным. Так или иначе, фильм имел большой успех в Италии.

Фильм содержит много поразительных сновидений, как, например, с летучими мышами, атакующими героиню, или собаками в лаборатории с разрезанными животами...

Карло Рамбальди делал спецэффекты в сцене с летучими мышами, снимать которую было ой как не легко. Он сконструировал механических летучих мышей, скользящих на проводах и махающих крыльями; также он добавил наложения их теней. Я помню, Бава был очень впечатлен, когда увидел эту сцену, хотя, я уверен, что он сделал бы это лучше меня. Что касается собак, Рамбальди использовал муляжи, внутри которых поместил специальные мешки, которыми мог управлять, создавая впечатление, что сердце и кишки действительно колеблются. Некоторые люди полагали, что мы использовали настоящих собак. Это полная ерунда, поскольку я люблю собак, но мы могли бы попасть под суд. К счастью, Рамбальди спас меня от заключения на два года, восстановив одну из искусственных собак!

Техника съемки производит наибольшее впечатление на зрителя в этом фильма и еще в "Семи нотах во тьме".

Я всегда любил идти вперед, пробовать новые методы. Этому принципу я следовал и в "Не терзай утенка". Это очень специфический фильм о современном колдовстве. В маленькой деревне в Южной Италии погибают дети убиты, и священник обвиняет в них "ведьму", которую в итоге местные забивают цепями до смерти. Но в финале преступником оказывается сам священник. Когда я увидел, что фильм стал в Италии сенсацией, я решил в том снять "Семь нот во тьме" полностью фантастическим. Это было не легко. У меня уже был готовый сценарий, но продюсеры Антонио и Аурелио Де Анджелисы стояли у меня на пути целый год. Сегодня они хотели делать комедию, на завтра - детектив и так далее. Я отказывался; они сделали так, что я потерял целый год, я не мог работать на таких условиях. Потом я познакомился с продюсером Фульвио Фрицци, отца Фабио, моего композитора, и мы подписали контракт с очаровательной Дженнифер О'Нил Благодаря его упорству, я смог сделать фильм по оригинальному сценарию и в результате я оказался прав, поскольку фильм завоевал расположение у молодежи - аудитории, которой предназначены все мои фильмы. Это фильм, который я очень люблю, но в то же время это сложный фильм, поскольку он полностью сосредоточен на отношении женщины с объектами, постоянно меняющими свою сущность и форму. Тогда сформировалась моя постоянная команда: Дардано Сакетти, сценарист; Серджио Сальвати, оператор; Фабио Фрицци, композитор и т.д.

Как Вы снимали сцену, где женщина падает с утеса и ее лицо разрывается о камни?

Мы использовали трюк, как и при съемке гибели священника в в финале "Не терзай утенка". Мы положили актрису на своеобразный рельс. Потом мы поднимали ее на этой скользящей доске к вершине камня. В тот момент, когда она достигает камня, ее лицо заменяется крупным планом пластмассовой головы, которая обдирается о камень. Вся сцена включает чередование общих планов падающего со скалы манекена, средние планы актрисы на рельсе и крупные планы пластмассовой куклы.

Стал ли этот фильм, "Семь нот во тьме", поворотным моментом в вашей карьере?

Стал, потому что это мой фактически первый шаг в мистическом кино, и провал - в коммерческом плане. Два следующих года я вынужден был снимать концерты для телевидения. Потом со мной вышел на контакт продюсер Фабрицио де Анджелис, которому понравились "Семь нот во тьме". Он был убежден, что никто кроме меня не сможет снять "Зомби 2" Мне действительно понравилось снимать этот фильм, поскольку со мной была вся моя постоянная команда.
DELETED
Но Вы не писали сценарий к "Зомби 2"?

Я не писал оригинальный сценарий, но я вносил в него много изменений. Я хотел делать полностью фантастический фильм, свободный фильм, не такой, как "Семь нот во тьме", который все-таки не был лишен рациональности. "Зомби 2" базируется на ощущениях, на страхе, ужасе. В этой связи я больше всего удовлетворен достижениями Джанетто ди Росси, до этого ответственного за грим в "Пусть спящие трупы лежат" Хорхе Грау. Я особенно доволен "сценой с глазом", которая произвела впечатление на многих. Джанетто ди росси не мог участвовать в создании "Города живых мертвецов" и был заменен на Франко Руфини Franco Rufini, но он вернулся в фильме "За чертой".

Для фантастического фильма, Вы кино вам нужна не только сплоченная команда, но и люди, подкованные в технике, т. к. особенно трудно делать спецэффекты. Мне и моим помощникам было очень хорошо вместе, мы работали в приятной атмосфере. Когда мы закончили снимать "Зомби 2", я сказал - мы только что сделали классику хоррора, и кроме этого, отлично повеселились в кругу друзей. Я говорю это для тех, кто думает, что нельзя снятьт хорошее кино без напряженной работы.

"Отлично повеселились"? Что Вы отвечаете тем, кто обвиняет вас во всех этих ужасах ваших фильмов?

Ужасы - для меня не самоцель. Меня в основном привлекает фантастическое. Фактически, в "Городе живых мертвецов" не так уж много хорро-сцен, саспенс - важная составляющая этой картины. Я разочаровался в ужасе ради ужаса, вместо этого я хотел бы делать фильмы кошмара, где ужас вездесущ, даже в очевидно безвредных формах. Ужасы явно присутствуют только в двух эпизодах. Сцена с просверливанием - предупреждение о своего рода фашизме, когда отец девушки убивает молодого парня таким страшным способом только за то, что парень отличается от других. Он испуганная жертва, подобно так называемой ведьме из "Не терзай утенка", он не понимает враждебность по отношению к нему. Я хотел показать этого парня как изгнанника, которого девушки защищают за его доброту, но, к сожалению, я не смог преодолеть консерватизм некоторых обитателей Данвича. "Город живых мертвецов" мне представляется визуальной воплощением метафизической стороны кошмарных снов. Я снимал фильм в Саванне, Джорджии, но я превратил город в кошмар, настолько нереальный, что аудитория не может увязать город с его настоящим названием. Я пробовал достичь того же самого эффекта с Новым Орлеаном в "За чертой". Возвращаясь к вопросу об ужасах в моих фильмах, я хотел бы выделить, что аудитория обычно аплодирует, когда сцена ужаса заканчивается, а не тогда, когда она присутствует на экране. Люди не правы, когда обвиняют мои фильмы в беспричинных ужасах; цензоры не правы, когда утверждают, что мои фильмы пропаганда насилия. Далекий от участия в этом насилии, зритель, напротив, избавляется от них, освобождается от ужасов, которые носит в себе, фильм является катализатором для этого освобождения.

Зрители действительно приветствует больше всего сцены, где зомби сжигают.

Да, потому что зрители - в большинстве своем против зла. И я думаю, что фильмы Клинта Иствуда намного более вредны для молодежи. Мои фильмы - кошмары, после которых вы пробуждаетесь освобожденным и смягченным. В "Городе живых мертвецов" я уделил намного больше внимание сюжету, нежели зомби, которые только часть этого сюжета.

"Город..." предлагает несколько сильных спецэффектов, типа дождю из червей, или девочки, исторгающей кишки изо рта!

Это было не легко: актерам совсем не понравились черви, прилипшие к их лицам - мы использовали их тысячи, более чем двадцать фунтов! Что касается кишок, мы использовали потроха только что зарезанного ягненка (через десять минут они высыхают и становятся непригодными), которые актриса глотала, а потом исторгала. Для крупных планов, где кишки стремительно вылетают, была использована, конечно же, кукла с насосом.
DELETED
Был ли "Черный Кот" для вас новым опытом, учитывая его английский стиль?

Я снял этот фильм как трибьют Роджеру Корману, хотя он взял только фабулу рассказа для новеллы в "Ужасных историях", в то время как я должен был делать фильм целиком! Меня заинтересовало в этой истории то, что я должен был объяснить отношения между человеком и котом. Эти два персонажа идентичны, даже при том, что кот должен победить: поскольку кот может быть жестоким, но, в конце концов, он только судья, совесть этого человека. Человек ненавидит кота, но, как и в рассказе, он не может убить его, поскольку никто не может убить свою собственную мятущуюся душу. Мы часто пытаемся уничтожить нашу больную совесть, но напрасно. Я был также очарован темой захоронения, всегда присутствующей в работах По. Меня она будоражит более других: Дженнифер О'Нил была заживо замурована у меня в "Семи нотах во тьме" Катриона МакКолл была заживо похоронена в "Городе живых мертвецов".

Что за человек Патрик Маги?

Он - изумительный актер, но снимать его чрезвычайно утомительно, поскольку у него много личных проблем. Он фактически не шел на контакт, с ним было невероятно трудно, но его актерский талант - вне критики. Я думаю, что Патрик Маги был идеальным для фильма, который я хотел делать как "фильм атмосферы", а не фильм ужасов. Мимси Фермер, наоборот, является очень дружественным человеком, и очень хорошей актрисой для такого фильма. Продюсеры несколько лет назад пробовали раскручивать ее как "главную американку Италии", но, поскольку фильмы подобно "Черному коту" очень редки в Италии, я не думаю, что она играла еще где-нибудь с тех пор.

Вы задумывали "За чертой" как продолжение к "Городу живых мертвецов"?

Нет, моя идея состояла в том, чтобы сделать абсолютный фильм, со всеми ужасами нашего мира. Это - бессюжетный фильм: дом, люди и мертвецы, появляющиеся извне. В этом нет никакой логики, только последовательность образов. Море Тьмы, например, является абсолютным миром, неподвижным миром, где все горизонты одинаковы. Я думаю, что каждый человек выбирает свой собственный внутренний ад, соответствующий его скрытым недостаткам. Так что я не боюсь Ада, так как Ад - уже в нас. Довольно любопытно - я не могу представить, что Рай существует - хотя я католик, но возможно Бог покинул меня, - все же я часто представлял Ад, так как мы живем в обществе, где только Ад может быть воспринят. Наконец, я понимаю, что Рай неописуем. Воображение намного более сильно, когда спровоцировано ужасами Ада.

И нет никакого способа изгнать Ваш Ад?

Никакого способа! Я часто пробовал изгнать мой персональный Ад, но напрасно, и теперь я показываю это в своих фильмах. Но, заметьте, что по мне, наиболее трагичная вещь в "Доме на краю кладбища" не люди, которые умирают, а маленькая девочка, которая открывает для своего юного друга ворота в мир мертвых, и спасает его от нормальности (то есть от монстра, убившего родителей мальчика), и также погружает его "за черту". Фактически, те дети не умирают: они только живут в другом мире, в котором взрослые не имеют никакой власти. Наконец, наиболее пугающая вещь состоит в том, что дом остается там и в нем будут другие жильцы.
DELETED
Будучи католиком, разве Вы не верите в Добро и Зло?

Это может показаться странным, но я более счастлив чем кто-либо, вроде Бунюэля, который говорит, что ищет Бога. Я нашел Его в страданиях других, и мое мучение больше, чем у Бунюэля. Поскольку я понял, что Бог - это Бог страдания. Я завидую атеистам; они не имеют всех этих сложностей. Истина в том, что все мои фильмы являются ужасно пессимистическими. Главные герои "За чертой", например, становятся слепыми, как их взгляд больше не имеет никакого смысла в том безжизненном мире. Но юмор и трагедия всегда соединены, так или иначе. Если они подчеркивают трагическую сторону вещей, это может вызвать комический эффект. То, что я снял так много комедий на заре своей карьеры, обернулось на пользу моему истинному кино, фантастическому кино.

Можно ли провести параллели между "Домом на краю кладбища" и "Инферно" Дарио Ардженто?

Темы различны, но я не буду отрицать, что имеются некоторые связи между мной и Ардженто. Оба фильма преднамеренно не имеют четкой структуры. Мы в Италии пробовали делать фильмы, основанные на чистых темах, без сюжета. "За чертой", подобно "Инферно", отказывается от связей и традиционного построения, в то время как есть некоторая логика в моих других фильмах: "Дом..." - о монстре, "Потрошитель" - хичкоковский триллер, "Город живых мертвецов" - борьба со Злом, "Зомби 2" со смертью и жутью. Я очень люблю "За чертой", потому что думаю, что это была интересная попытка. Люди, которые обвиняли "За чертой" в отсутствии сюжета, не поняли, что это - фильм образов, которые должны быть восприняты без размышлений. Они говорят, что очень трудно интерпретировать такой фильм, но очень легко интерпретировать фильм с логичным сюжетом: любой идиот может понять "Клетку для чудиков" Молинаро или "Побег из Нью-Йорка" Карпентера, тогда как "За чертой" или "Инферно" Ардженто - абсолютные фильмы.

Некоторые люди также говорили, что "Дом на краю кладбища" был плагиатом "Эмитвилльского кошмара".

Это не правда. В "Эмитвилле" Вы сталкиваетесь с чем-то неизвестным, терроризирующим жильцов, в " Доме на краю кладбища" тайна в конечном счете раскрыта: Вы знаете, что монстр - зомби. Фактически, этот фильм был сделан под влиянием "Поворота Винта" Генри Джеймса и его киноверсии Джека Клейтона "Невинные". Именно поэтому Вы можете слышать в конце моего фильма цитату из Джеймса: "Дети - монстры, или монстры были детьми?", поскольку все, о чем рассказано, возможно, случилось только в воображении ребенка - даже смерть его родителей. Зритель также может видеть фильм как виток своеобразного цикла, события, являющиеся повторением прошлого.

Все фантастическое в этом фильме сосредоточено на детях.

Конечно! Например, в той сцене, где эти дети разговаривают и понимают друг друга хотя их отзделяют друг от друга сотни ярдов. Все возможно в их мире; дети не имеют ограничений, как взрослые. Вот почему, презрев все предупреждения, мальчик отправляется в подвал за головой няни. Дети не имеют привычки медлить, как взрослые. Подобно монстрам, они настроены на другую волну. Так что мой фильм ссылается на Генри Джеймса, а не на "Сияющего", в чем меня обвиняли. В "Сияющем" была связь между ребенком и взрослым - поваром отеля "Оверлук. В "Доме на краю кладбища" взрослые абсолютно не имеют значения. Мне нет дела до того парня, который сходит с ума в "Сиянии". Я ненавижу "Сияние"; холодность Кубрика была хороша для "Заводного апельсина" или "Троп славы", потому что это соответствовало сюжету. Но гений Кубрика не создан для фильмов ужасов. В "Сияющем" нет чувства.
DELETED
Не является ли финал "Дома...", когда маленькая девочка помогает мальчику из могилы реминисценцией из "На север через северо-запад"?

Вы имеете в виду, когда Кэри Грант вытаскивает подругу из пропасти? Да, это так. Я люблю использовать реминисценции, и можно найти много перекличек с Хьюстоном или Хичкоком в "Потрошителе".

Так о чем "Потрошитель"?

Это - история безумного киллера, совершающего ужасные убийства в Нью-Йорке, но в некоторой степени это - фантастический фильм, хотя бы потому, что полиция должна вычислить этого сумасшедшего среди двадцати миллионов жителей Нью-Йорка. Намного меньше ужасов, чем в моих предыдущих фильмах, никакие зомби, только человек-убийца, "работающий" в темноте. Установка как обычно: хотя я стремлюсь к созданию триллера нового стиля, я хочу отдать дань Хичкоку. "Потрошитель" находится на стыке хичкоковского наследия и фантастического фильма с насилием и сексом

Вы снимали весь фильм в Нью-Йорке?

Да, в течение четырех недель, и с многими трудностями, поскольку мы были вынуждены противостоять профсоюзам. Это не легкая работа, отправлять итальянскую группу снимать низкобюджетный фильм в Нью-Йорке. Сначала мы думали о Бостоне, из-за известного Душителя, но Нью-Йорк, город и чудовищный, и очаровательный, в результате показался лучшим выбором. Присутствие Потрошителя в этом городе делало бы его более фантастической фигурой.

Какой из всех ваших фильмов Вы любите больше всего?

"Беатриче Ченчи", практически неизвестный фильм. Я снимал его в 1969, и это было болезненно, поскольку я имел тогда серьезные личные проблемы. Это наиболее глубоко выстаданный фильм, но на нем лежит проклятие. Он был выпущен в немногих странах, был плохо принят, и все копии исчезли. (Неверно! Теперь есть по крайней мере франкоязычная версия этого фильма на видео. - Прим. L'Ecran Fantastique. В России на видео "Беатриче Ченчи" выходила на видео под названием "Инквизиция" - Прим. HM)

Есть ли фильм, который Вы мечтаете снять?

Да, несколько лет я вынашиваю проект, но я никогда не был способен воплотить его. Я хочу назвать его "Черный Католик"; это - изучение власти. Не обвинение власти - это было сделано неоднократно ..., но триллер в духе Чандлера, Хэммета, или постановку о Древнем Риме времен падения Империи. Новый взгляд на закат Римской Империи в форме триллера. Но, конечно, сейчас я могу снимать только совершенно другие фильмы. Рене Клера однажды спросили, что он будет делать после "Молчание - золото". Он просто ответил: "Снимать следующий фильм". И для нас, режиссеров, вот в чем вопрос: быть или не быть в состоянии снимать следующий фильм.

Кино - самая важная составляющая Вашей жизни?

Я разрушил свою жизнь ради него. У меня нет семьи, нет жены, только дочери. Все женщины оставили меня, потому что я никогда не прекращаю думать о работе. У меня два хобби - мои собаки и моя парусная лодка. Работа очень важна для меня. Джон Форд однажды сказал, "Я знаю, что в барах обо мне говорят дурные вещи. Но я снимаю в горах фильмы про индейцев, пока они говорят ... "

 

Коментарі

Популярні публікації