Перейти до основного вмісту

Венский акционизм. О вопросах актуальности морали в современном искусстве

Венский акционизм. О вопросах актуальности морали в современном искусстве

Рубрика: Арт, искусство, Март 10, 2015 - 10:08


В начале 1960-х годов группа австрийских молодых художников организовала новое, радикальное направление в искусстве. Движение само по себе носило провокационный характер, развивалось хоть и одновременно, но независимо от других новых, на тот период, стилей. В некоторой степени, творчество венских акционистов можно спутать с Флуксосом, но разница существенна, не только из-за географических координат, но и из-за стилистических нюансов.

Акционисты, как совместный проект, просуществовали только 10 лет, далее художники продолжили работать независимо друг от друга. Но, нужно признать, что в свое время группа была достаточно влиятельной в художественном пространстве немецкоязычных государств и целой Европы,  а в 1974 году ими был основан так званый „Институт прямых искусств“. Ранний период творчества данных художников включает в себя живопись, на более позднем этапе они перешли к экстремальным перформансам. Во многих акциях, акционисты использовали жертвенных животных, резали и били сами себя, пили мочу. Также перформансы часто несли религиозный характер, но религия преподносилась с негативной точки зрения. Все эти действия они идентифицировали как своенравный катарсис, путь внутреннего очищения. Искусствоведы связывают такой способ самовыражения еще с тем фактом, что все художники, творившие в данном стиле, пережили Вторую мировую войну, в которую Австрия была втянута не по своей воле. Чувство политической и социальной угнетенности художники решили показать всему миру на примере собственных работ.

eaae83d37246b9fd97c876356dfd540a

Основными и постоянными членами группы были Гунтер Брюс, Отто Мюль, Герман Нитш, Рудольф Шварцкоглер и Вайбель Петер. Неудивительно, что из-за такого способа выражения творчества, многих участников движения задерживала полиция, чаще всего во время проведения скандальных акций и перформансов. Главным оратором и идеологом венских акционистов был Герман Нитш, который называл действия художников „эстетической формой молитвы“.

Одним из главных атрибутов работ и проектов акционистов является очевидная деструктивность и присутствие элементов насилия, чаще всего в виде использования крови, обнаженного тела и т.д. Именно благодаря такой форме выражения, движение считается одним из самых скандальных направлений в искусстве ХХ века. Во множестве работ проглядываются идеи художников, которые указывают на пересмотрение, а еще на пренебрежение моральными нормами, общепринятыми для большинства людей. Серьезный вопрос заключается в том, можно ли считать произведениями искусства работы, которые несут в себе не только негатив, но и идеи, которые местами граничат с безумством, и не сопоставляются с адекватным восприятием мира.

gunter-brus-ludwig-hoffenreich-selbstbemalung-ii-1365858113_b

Конечно, с одной стороны, искусство создано для того, чтобы быть разным, нести в себе не только позитив и действовать на эстетические потребности человека, а и заставлять думать о более глубоких вещах. Но, разделанная туша животного, которая находится на экспозиции в одном из музеев современного искусства, может повлиять на несформированную психику совершенно по-другому, создать чувство агрессии, „нормальности“ увиденного,  и таким образом подтолкнуть человека к действиям, не совсем принятым для современного общества. Другим аспектом является то, что даже небольшое количество времени, проведенное в залах с работами венских акционистов, способны вогнать человека в депрессию, напомнить о бренности бытия, жестокости, которая окружает нас в реальном мире. Актуальным будет вопрос, насколько в этом есть потребность, поскольку такие напоминания мы получаем в достаточном количестве каждый день на улицах разных городов, а от похода в музей или галерею ожидаем получить вдохновение, новые светлые эмоции. Можно предположить, что данные работы влияют на некоторых людей позитивно, но не стоит забывать о том, что музеи часто посещают дети, психика которых не способна правильно оценивать данные произведения.

Споры о том, имеют ли право подобные работы находиться в музеях, в общедоступном формате, или же должны оставаться в приватных коллекциях людей, которые сознательно хотят созерцать такие формы искусства, будут тянуться еще немало времени, а пока отношение к творчеству венских акционистов каждый может сформировать самостоятельно, предварительно ознакомившись с ним.

Автор статьи: Вика Ежевика



Коментарі

Популярні публікації