Киноавгуст - Кино VS theatreHD - 2
Киноавгуст - Кино VS theatreHD - 2
Несколько лет назад я уже устраивала киномесяц с темой Кино VS theatreHD
и вот решила повторить. Спектакли в кино я продолжаю регулярно смотреть
и сравнить театральные постановки с кино всегда интересно, все-таки при
всей схожести это разные виды искусства, со своими особенностями, своим
языком. Итак, пять пьес — и их кино и театральная версия, которую я
тоже видела в кино, ведь это theatreHD!
1. Трамвай Желание, пьеса Теннесси Уильямса.
Фильм 1951 года с Вивьен Ли, Марлоном Брандо и др. Фильм знаменитый, исполнители ролей Стеллы и Митча получили Оскары (Брандо тоже выдвигали, но не дали).
Постановка театра The Young Vic 2014 с Джиллиан Андерсон, Беном Фостером и Ванессой Кирби.
Действие спектакля перенесено в современность. Сцена вращается, а зрители сидят вокруг, как в цирке. Это с одной стороны интересно и дает шанс зрителям с разных ракурсов видеть действие, а с другой — почему-то утомительно. Плюс еще некоторые сцены в насыщенном красном цвете — тоже тревожно и глазам тяжело. А возможно дело не во вращении и цвете, а в сюжете. Всех героев в этой пьесе можно подать по-разному — Бланш мечтательница и тонкая натура, слишком слабая для этого жестокого мира или лгунья, алкоголичка и женщина с пониженной социальной ответственностью? В фильме скорее первое, а в спектакле скорее второе. Ковальски простой работяга, грубоватый и неотесанный — но сильный, неглупый, со своей гордостью и по-своему любящий свою Стеллу, или он тупое животное, беспощадное в своей силе и тупости? Опять же в спектакле скорее второе. Сначала я подумала, что это потому что в фильме заглавные актеры красивее и их жальче и легче проникнуться сочувствием. А тут Бланш в исполнении Андерсон постоянно пьяна, вся в размазанной помаде, последние сцены она не только жалка, но и отвратительна. А уж Ковальски Бена Фостера противный ужасно, до тошноты. Но потом еще раз пересмотрела фильм и поняла, что дело не только в том, что Брандо и Ли красивее, а еще и в том, что в 50е сюжет смягчили. Насилие не показывают, а главное — в финале Стелла уходит с ребенком и говорит "я не вернусь". В пьесе она никуда не уходит. Сестру ей, конечно, жаль, но она останется с мужем. И все так безнадежно и беспросветно. Ну и тема про гомосексуальность мужа Бланш в фильме опущена.
2. Все о Еве. Это не пьеса, это фильм, основанный на рассказе Мэри Орр.
Фильм 1950 года. Общепризнанный шедевр, у фильма было 14 номинаций на Оскар и 6 из них получено, включая за лучший фильм, режиссуру и сценарий. В ролях Бетт Дэвис, Энн Бакстер, Джордж Сэндерс. Вы наверняка хоть раз слышали хит Kim Carnes "She’s got Bette Davis eyes", вот можете посмотреть на ту самую Бет Девис и оценить глаза :)
Постановка Sonia Friedman Productions и Fox Stage Productions на сцене театра Ноэла Кауарда, 2019 год. В ролях Джиллиан Андерсон, Лили Джеймс, Билл Симпсон. Режиссер Иво ван Хове, а музыку написала Пи Джей Харви! Кстати, в прошлый раз я тоже сравнивала постановку Иво ван Хове на основе фильма (Одержимость) - похоже он любит переносить на сцену кинофильмы.
Сюжет вкратце такой — молодая девушка Ева устраивается в помощницы к звезде театра Марго Ченнинг. Ева скромна, трудолюбива, предупредительна и боготворит сцену вообще и Марго в частности. Только вот действительно ли она такова или ей выгодно такой казаться? В общем, я не буду спойлерить, если вы не смотрели, но несколько неожиданных поворотов я гарантирую! И некоторые герои - совсем не то, чем кажутся в начале. И это тот случай, когда и спектакль и фильм хороши и выбрать что лучше я не могу. Джиллиан Андерсон прекрасна, я вообще ее очень зауважала как актрису, да и Лили Джеймс не подвела. Но и фильм, не смотря на то, что снят солидные 70 лет назад (!) смотрится совершенно не устаревшим. А еще там молоденькая Мерлин Монро в эпизоде :)
3. Идеальный муж, пьеса Оскра Уайлда.
Фильм 1999 года, с отменным кастом: Кейт Бланшетт, Минни Драйвер, Руперт Эверетт, Джулианна Мур, Джереми Нортэм (который в Эмме с Пэлтроу играл).
Постановка 2018 года театральной компании Classic Spring, которую основал Доминик Дромгул (бывший художественный руководитель «Глобуса») исключительно ради уайльдовского марафона из семи спектаклей. Режиссёр Джонатан Чёрч.
Вообще в пьесах Уальда самое вкусное — ироничные и остроумные речи персонажей, они все время язвят и подтрунивают — над собой и над другими. Фильм в этом смысле слабее спектакля, просто потому, что сокращен почти вдвое. А ведь реплики героев Уайлда не утратили актуальности за 125 лет, не смотря все произошедшие за эти годы перемены. «Видите ли, вчера на ней румян было очень много, а платья очень мало. В женщине это всегда признак отчаяния» - разве это изменилось с тех пор? :) А еще в фильме Уайлда подправили в соответствии с духом времени. Там, где в пьесе Лорд Горинг говорит: "Жизнь мужчины имеет иную цену, чем жизнь женщины. У него шире поле деятельности, крупнее масштабы, он посягает на большее и большего может добиться. Женщина живет чувством, увлекаемая его круговоротом. Мужчина живет интеллектом, двигаясь вперед к намеченной цели. (...) Если женщина сумела внушить любовь мужчине и сама его любит, она сделала все, что нужно от нее миру, все, чего он может от нее потребовать." Вместо этой «крамолы» в фильме он расхваливает Гертруду, говорит, что нужна отвага, что бы любить мир и людей, несмотря на их несовершенства и у нее этой отваги достаточно, она самая отважная женщина! Прелесть, а? Всего-то надо убрать все о мужчинах и похвались женщину - и сразу немного другой смысл! А вы говорите «советская цензура» :) А еще мисс Чивли сделали не такой мерзкой как в пьесе (момент с воровством браслета убрали, добавили флирта) и прям душка/милашка такая вышла, ну трудной судьбы женщина, с кем не бывает, но не злодейка, нет!
У спектакля же я вижу один большой недостаток - Сэра Роберта Чилтерна играет Натаниель Паркер, которому хорошо за 50. Мисс Чивли играет Фрэнсис Барбер — которой еще больше (60), а лорда Горинга при этом играет Фредди Фокс, которому не было и 30 в той постановке! Он им всем годится в сыновья и это ОЧЕНЬ видно. И когда мисс Чивли с ним заигрывает это прям так странно выглядит.. Очень мешает. Мискаст, однозначно. А в остальном отличная постановка, классическая, без пересказа Уайлда на новый лад. Вообще англичане в этом смысле молодцы - у них есть постановки осовремененные, со всякими гендерными заменами, и вообще переосмыслением классики, но при этом они спокойно ставят классическое прочтение, не волнуясь, что у них положительный персонаж со сцены скажет, что жизнь мужчины масштабнее жизни женщины, а это противоречит политике партии, ай-ай-ай.
4. Кошка на раскаленной крыше, пьеса Тннесси Уильямса (опять).
Про фильм писала, но очень кратко. Голливуд, 1958 год. Ослепительные Элизабет Тейлор и Пол Ньюман в главных ролях.
Постановка The Young Vic, 2017 год. В ролях Сиенна Миллер, Джек О’Коннелл, Колм Мини, Брин Глисон (это который сын Брендана Глисона и старший брат Донала Глисона).
Спектакль однозначно лучше фильма. В Голливуде 50х пьесе присобачили хэппи-енд, ну и вообще слегка переписали, оптимизировали, так сказать. Брик явно прощает Мэгги и зовет ее в кровать. Перед этим примиряется с отцом. В оригинале никакого примирения нет — ни между отцом и сыном, ни у отца с самим собой (хотя, надо сказать, что это лучшая сцена в фильме, где и отец и сын хотя бы хорошо играют). В спектакле (и пьесе) все заканчивается тем, что Мегги шантажирует мужа — она не даст ему выпивку, пока он не переспит с ней, что бы ее ложь о беременности стала правдой. Тема сексуальной ориентации Скиппера в старой голливудской экранизации пропущена, конечно (вторая пьеса Теннеси Уильямса с геем-самоубийцей из-за смерти которого страдают главные герои — интересно, еще в каких-то пьесах у него есть та же подростковая фантазия «вот умру и пожалеете»?). А еще в фильме родители главного героя мискаст, имхо, в спектакле лучше. Намного лучше! Большой папа в исполнении Колма Мини — это вообще глыба и матерый человечище! Это такая трагедия неприятия своего конца, своей уже прожитой жизни, непонимания своих близких — мороз по коже как он это играет. И Сиенна Миллер молодец, настолько органично играет, что кажется, что эта роль прям для нее — девочка, которой казалось, что она вытащила свой счастливый билет — молодого, красивого и богатого мужа, да еще и любимого, а вот теперь и муж не любит и богатство уплывает из рук.
5. Суровое испытание, пьеса Артура Миллера.
Фильм 1996 года. В ролях прекрасные Дэниэл Дэй-Льюис, Вайнона Райдер, Пол Скофилд, Джоан Аллен.
Постановка театра «Олд Вик» 2014 год. В главных ролях Ричард Армитидж, Анна Маделей, Саманта Коллей.
Еще одна пьеса, спектакль по которой намного лучше, чем фильм. Сценарий сам Миллер писал (сильно немолодой уже), но ни это, ни великолепный (и великолепно играющий!) каст не спасает. Нельзя сказать, что спектакль осовременен — вовсе нет, и костюмы даже с каким-то намеком на историчность, но видимо театральная условность дает очищение действия от подробностей, конкретных историко-географических условий, делает эту историю универсальной, углубляет и расширяет ее, показывает ее суть и суть персонажей. А в фильме много бытовых и исторических подробностей, многие сцены сняты вне помещений — это все мешает, отвлекает, уводит в исторический контекст. Я уж молчу, что это иногда вообще мешает восприятию, потому что снято нелепо и неправдоподобно, например «фермер» Дэниел ДейЛьюис не косит, а нелепо машет косой, разбрасывая уже высохшую траву. На фиг вообще так снимать? Посмешить зрителя? Вроде нет такой цели. Плюс добавили какой-то дешевый киношный драматизЬм — то дожди, то валяние в луже, то Абигейл приходит в тюрьму к Проктору с предложением бежать. Это все не нужно, не нужно, не нужно, отвлекает. Хотя я не могу ни в чем упрекнуть исполнителей заглавных ролей — они отлично играют, но в целом этот фильм стал большим разочарованием этого месяца. А вот спектакль я горячо рекомендую! Я уже писала о нем, могу только повториться, что спектакль очень сильный, смотрится на одном дыхании и кажется невероятно актуальным! Актеры просто на разрыв аорты играют, я обрыдалась.
Еще я на днях посмотрела «Сирано де Бержерака», по этой пьесе тоже снят фильм и не один и я, наверное, постараюсь посмотреть несколько и тогда уж напишу.
1. Трамвай Желание, пьеса Теннесси Уильямса.
Фильм 1951 года с Вивьен Ли, Марлоном Брандо и др. Фильм знаменитый, исполнители ролей Стеллы и Митча получили Оскары (Брандо тоже выдвигали, но не дали).
Постановка театра The Young Vic 2014 с Джиллиан Андерсон, Беном Фостером и Ванессой Кирби.
Действие спектакля перенесено в современность. Сцена вращается, а зрители сидят вокруг, как в цирке. Это с одной стороны интересно и дает шанс зрителям с разных ракурсов видеть действие, а с другой — почему-то утомительно. Плюс еще некоторые сцены в насыщенном красном цвете — тоже тревожно и глазам тяжело. А возможно дело не во вращении и цвете, а в сюжете. Всех героев в этой пьесе можно подать по-разному — Бланш мечтательница и тонкая натура, слишком слабая для этого жестокого мира или лгунья, алкоголичка и женщина с пониженной социальной ответственностью? В фильме скорее первое, а в спектакле скорее второе. Ковальски простой работяга, грубоватый и неотесанный — но сильный, неглупый, со своей гордостью и по-своему любящий свою Стеллу, или он тупое животное, беспощадное в своей силе и тупости? Опять же в спектакле скорее второе. Сначала я подумала, что это потому что в фильме заглавные актеры красивее и их жальче и легче проникнуться сочувствием. А тут Бланш в исполнении Андерсон постоянно пьяна, вся в размазанной помаде, последние сцены она не только жалка, но и отвратительна. А уж Ковальски Бена Фостера противный ужасно, до тошноты. Но потом еще раз пересмотрела фильм и поняла, что дело не только в том, что Брандо и Ли красивее, а еще и в том, что в 50е сюжет смягчили. Насилие не показывают, а главное — в финале Стелла уходит с ребенком и говорит "я не вернусь". В пьесе она никуда не уходит. Сестру ей, конечно, жаль, но она останется с мужем. И все так безнадежно и беспросветно. Ну и тема про гомосексуальность мужа Бланш в фильме опущена.
2. Все о Еве. Это не пьеса, это фильм, основанный на рассказе Мэри Орр.
Фильм 1950 года. Общепризнанный шедевр, у фильма было 14 номинаций на Оскар и 6 из них получено, включая за лучший фильм, режиссуру и сценарий. В ролях Бетт Дэвис, Энн Бакстер, Джордж Сэндерс. Вы наверняка хоть раз слышали хит Kim Carnes "She’s got Bette Davis eyes", вот можете посмотреть на ту самую Бет Девис и оценить глаза :)
Постановка Sonia Friedman Productions и Fox Stage Productions на сцене театра Ноэла Кауарда, 2019 год. В ролях Джиллиан Андерсон, Лили Джеймс, Билл Симпсон. Режиссер Иво ван Хове, а музыку написала Пи Джей Харви! Кстати, в прошлый раз я тоже сравнивала постановку Иво ван Хове на основе фильма (Одержимость) - похоже он любит переносить на сцену кинофильмы.
Сюжет вкратце такой — молодая девушка Ева устраивается в помощницы к звезде театра Марго Ченнинг. Ева скромна, трудолюбива, предупредительна и боготворит сцену вообще и Марго в частности. Только вот действительно ли она такова или ей выгодно такой казаться? В общем, я не буду спойлерить, если вы не смотрели, но несколько неожиданных поворотов я гарантирую! И некоторые герои - совсем не то, чем кажутся в начале. И это тот случай, когда и спектакль и фильм хороши и выбрать что лучше я не могу. Джиллиан Андерсон прекрасна, я вообще ее очень зауважала как актрису, да и Лили Джеймс не подвела. Но и фильм, не смотря на то, что снят солидные 70 лет назад (!) смотрится совершенно не устаревшим. А еще там молоденькая Мерлин Монро в эпизоде :)
3. Идеальный муж, пьеса Оскра Уайлда.
Фильм 1999 года, с отменным кастом: Кейт Бланшетт, Минни Драйвер, Руперт Эверетт, Джулианна Мур, Джереми Нортэм (который в Эмме с Пэлтроу играл).
Постановка 2018 года театральной компании Classic Spring, которую основал Доминик Дромгул (бывший художественный руководитель «Глобуса») исключительно ради уайльдовского марафона из семи спектаклей. Режиссёр Джонатан Чёрч.
Вообще в пьесах Уальда самое вкусное — ироничные и остроумные речи персонажей, они все время язвят и подтрунивают — над собой и над другими. Фильм в этом смысле слабее спектакля, просто потому, что сокращен почти вдвое. А ведь реплики героев Уайлда не утратили актуальности за 125 лет, не смотря все произошедшие за эти годы перемены. «Видите ли, вчера на ней румян было очень много, а платья очень мало. В женщине это всегда признак отчаяния» - разве это изменилось с тех пор? :) А еще в фильме Уайлда подправили в соответствии с духом времени. Там, где в пьесе Лорд Горинг говорит: "Жизнь мужчины имеет иную цену, чем жизнь женщины. У него шире поле деятельности, крупнее масштабы, он посягает на большее и большего может добиться. Женщина живет чувством, увлекаемая его круговоротом. Мужчина живет интеллектом, двигаясь вперед к намеченной цели. (...) Если женщина сумела внушить любовь мужчине и сама его любит, она сделала все, что нужно от нее миру, все, чего он может от нее потребовать." Вместо этой «крамолы» в фильме он расхваливает Гертруду, говорит, что нужна отвага, что бы любить мир и людей, несмотря на их несовершенства и у нее этой отваги достаточно, она самая отважная женщина! Прелесть, а? Всего-то надо убрать все о мужчинах и похвались женщину - и сразу немного другой смысл! А вы говорите «советская цензура» :) А еще мисс Чивли сделали не такой мерзкой как в пьесе (момент с воровством браслета убрали, добавили флирта) и прям душка/милашка такая вышла, ну трудной судьбы женщина, с кем не бывает, но не злодейка, нет!
У спектакля же я вижу один большой недостаток - Сэра Роберта Чилтерна играет Натаниель Паркер, которому хорошо за 50. Мисс Чивли играет Фрэнсис Барбер — которой еще больше (60), а лорда Горинга при этом играет Фредди Фокс, которому не было и 30 в той постановке! Он им всем годится в сыновья и это ОЧЕНЬ видно. И когда мисс Чивли с ним заигрывает это прям так странно выглядит.. Очень мешает. Мискаст, однозначно. А в остальном отличная постановка, классическая, без пересказа Уайлда на новый лад. Вообще англичане в этом смысле молодцы - у них есть постановки осовремененные, со всякими гендерными заменами, и вообще переосмыслением классики, но при этом они спокойно ставят классическое прочтение, не волнуясь, что у них положительный персонаж со сцены скажет, что жизнь мужчины масштабнее жизни женщины, а это противоречит политике партии, ай-ай-ай.
4. Кошка на раскаленной крыше, пьеса Тннесси Уильямса (опять).
Про фильм писала, но очень кратко. Голливуд, 1958 год. Ослепительные Элизабет Тейлор и Пол Ньюман в главных ролях.
Постановка The Young Vic, 2017 год. В ролях Сиенна Миллер, Джек О’Коннелл, Колм Мини, Брин Глисон (это который сын Брендана Глисона и старший брат Донала Глисона).
Спектакль однозначно лучше фильма. В Голливуде 50х пьесе присобачили хэппи-енд, ну и вообще слегка переписали, оптимизировали, так сказать. Брик явно прощает Мэгги и зовет ее в кровать. Перед этим примиряется с отцом. В оригинале никакого примирения нет — ни между отцом и сыном, ни у отца с самим собой (хотя, надо сказать, что это лучшая сцена в фильме, где и отец и сын хотя бы хорошо играют). В спектакле (и пьесе) все заканчивается тем, что Мегги шантажирует мужа — она не даст ему выпивку, пока он не переспит с ней, что бы ее ложь о беременности стала правдой. Тема сексуальной ориентации Скиппера в старой голливудской экранизации пропущена, конечно (вторая пьеса Теннеси Уильямса с геем-самоубийцей из-за смерти которого страдают главные герои — интересно, еще в каких-то пьесах у него есть та же подростковая фантазия «вот умру и пожалеете»?). А еще в фильме родители главного героя мискаст, имхо, в спектакле лучше. Намного лучше! Большой папа в исполнении Колма Мини — это вообще глыба и матерый человечище! Это такая трагедия неприятия своего конца, своей уже прожитой жизни, непонимания своих близких — мороз по коже как он это играет. И Сиенна Миллер молодец, настолько органично играет, что кажется, что эта роль прям для нее — девочка, которой казалось, что она вытащила свой счастливый билет — молодого, красивого и богатого мужа, да еще и любимого, а вот теперь и муж не любит и богатство уплывает из рук.
5. Суровое испытание, пьеса Артура Миллера.
Фильм 1996 года. В ролях прекрасные Дэниэл Дэй-Льюис, Вайнона Райдер, Пол Скофилд, Джоан Аллен.
Постановка театра «Олд Вик» 2014 год. В главных ролях Ричард Армитидж, Анна Маделей, Саманта Коллей.
Еще одна пьеса, спектакль по которой намного лучше, чем фильм. Сценарий сам Миллер писал (сильно немолодой уже), но ни это, ни великолепный (и великолепно играющий!) каст не спасает. Нельзя сказать, что спектакль осовременен — вовсе нет, и костюмы даже с каким-то намеком на историчность, но видимо театральная условность дает очищение действия от подробностей, конкретных историко-географических условий, делает эту историю универсальной, углубляет и расширяет ее, показывает ее суть и суть персонажей. А в фильме много бытовых и исторических подробностей, многие сцены сняты вне помещений — это все мешает, отвлекает, уводит в исторический контекст. Я уж молчу, что это иногда вообще мешает восприятию, потому что снято нелепо и неправдоподобно, например «фермер» Дэниел ДейЛьюис не косит, а нелепо машет косой, разбрасывая уже высохшую траву. На фиг вообще так снимать? Посмешить зрителя? Вроде нет такой цели. Плюс добавили какой-то дешевый киношный драматизЬм — то дожди, то валяние в луже, то Абигейл приходит в тюрьму к Проктору с предложением бежать. Это все не нужно, не нужно, не нужно, отвлекает. Хотя я не могу ни в чем упрекнуть исполнителей заглавных ролей — они отлично играют, но в целом этот фильм стал большим разочарованием этого месяца. А вот спектакль я горячо рекомендую! Я уже писала о нем, могу только повториться, что спектакль очень сильный, смотрится на одном дыхании и кажется невероятно актуальным! Актеры просто на разрыв аорты играют, я обрыдалась.
Еще я на днях посмотрела «Сирано де Бержерака», по этой пьесе тоже снят фильм и не один и я, наверное, постараюсь посмотреть несколько и тогда уж напишу.
https://baby-lyaliko.livejournal.com/155459.html?media&utm_source=ljtimes
Коментарі
Дописати коментар