В.А. Моцарт опера «Так поступают все»
В.А. Моцарт опера «Так поступают все»
Старый сюжет для комедии положений – обмен невестами – обрел свою жизнь в музыке с легкой руки В.А. Моцарта. «Так поступают все» или как ее еще коротко называют «Cosi» - опера с веселыми переодеваниями, драматическими расставаниями, легкомысленным адюльтером и неоднозначным финалом.
Краткое содержание оперы Моцарта «Так поступают все», интересные факты и историю этого произведении читайте на нашей странице.
Действующие лица
|
Голос
|
Описание
|
Фьордилиджи | сопрано | девушка из Феррары |
Дорабелла | сопрано | её сестра |
Гульельмо | баритон | жених Фьордилиджи, офицер |
Феррандо | тенор | жених Дорабеллы, офицер |
Деспина | сопрано | горничная |
Дон Альфонсо | бас | старый философ |
Краткое содержание оперы «Так поступают все»
Неаполь, конец 18 века.
В жизни молодых офицеров, Гульельмо и Феррандо, наступила пора надежд и романтических помыслов – они влюблены. Их невесты – сестры Фьордилиджи и Дорабелла – вызывают восхищение, которое юноши не скрывают в беседе со скептиком Доном Альфонсо. Он смеется над незыблемостью дамских чувств. Тогда все трое на спор решают проверить женскую верность. Юноши заявляют своим возлюбленным, будто бы должны уйти на войну. Сестры в слезах провожают женихов.
Дон Альфонсо подкупает Деспину шпионить за своими хозяйками. Она знает лишь часть правды – о том, что с легкой руки старого интригана в доме появляются двое иностранцев. Но ей неведомо, что это переодетые до неузнаваемости женихи её барышень. А экзотические гости тотчас начинают флиртовать с девушками – каждый с невестой другого. Но, несмотря на все каверзные уловки, сестры не поддаются на соблазны.
Однако скоро Дорабелла принимает ухаживания Гульельмо, что повергает Феррандо в отчаяние. Альфонсо не позволяет молодому человеку прервать эксперимент. Фьордилиджи все еще предана своему уехавшему жениху, из последних сил сопротивляясь притяжению незнакомца, она готова даже искать смерть на поле сражения вместе с Гульельмо. Впрочем, Феррандо скоро переубеждает ее чувства. Триумф розыгрыша оборачивается для обоих юношей жестоким разочарованием, когда их возлюбленные соглашаются выйти замуж за своих новых поклонников.
Дон Альфонсо организовал и свадьбу, на которой Деспина исполняла роль нотариуса. Девушки уже подписали брачные контракты, когда раздались звуки марша. Они догадались, что это с войны возвращаются войска. Спрятав своих новоиспеченных мужей, сестры не успели скрыть документы, и «вернувшиеся» предъявили их неверным невестам. Смятение длилось недолго – вскоре стало ясно, кто скрывался под гримом иностранцев. Пары примирил Дон Альфонсо, заявивший, что ссориться смысла нет, ибо таковы все женщины…
Продолжительность спектакля | |
I Акт | II Акт |
90 мин. | 85 мин. |
Фото
Интересные факты
- Да Понте приятельствовал с самим Казановой, поэтому столь удачное либретто на неоднозначную тему было написано легко, изящно и… достоверно.
- Император Иосиф II заинтересовался этим сюжетом после того, как услышал похожую историю, недавно произошедшую при дворе и рассказанную ему в качестве анекдота.
- В 20 веке изменились голоса, исполняющие партии оперы. Деспину и Дорабеллу стали петь меццо-сопрано, а дона Альфонсо – баритоны.
- Из-за непростой для буржуазного восприятия 19 века темы опера часто подвергалась редакциям. Даже ее название менялось, чаще всего из добрых побуждений сделать его более определенным. В разные периоды «Так поступают все» называлась: «Так поступают они все, или Девушки из Фландрии», «Женская верность», «Женская месть», «Пари», и даже «Две тетушки из Милана, или Переодевание».
Лучшие номера из оперы «Так поступают все»
Audio Player
00:00
00:00
«Come scoglio immoto resta» - ария Фьордилиджи (слушать)
Audio Player
00:00
00:00
«Una donna» - ария Деспины (слушать) Audio Player
00:00
00:00
«Un aura amorosa» - ария Феррандо (слушать) «Soave sia il vento» - терцет Фьордилиджи, Дорабеллы и Дона Альфонсо
История создания и постановок
Моцарт приступил к сочинению «Cosi fan tutte» уже имея за плечами свои главные «хиты» - «Дон Жуана» и «Свадьбу Фигаро». Их успех и стал причиной получения императорского заказа на новую оперу, автором текста которой, как и двух упомянутых, стал Лоренцо да Понте, придворный либреттист венского Итальянского театра. Все сюжеты да Понте были адаптациями уже существующих историй, впрочем, для тех времен в этом состояла стандартная практика.
Премьеру давал венский Бургтеатр. С 26 января 1790 года опера прошла всего 5 раз в течении нескольких месяцев, поскольку скончался император Иосиф II, и траур наложил запрет на развлекательные мероприятия. После его окончания, летом того же года, опера исполнялась еще 5 раз. Моцарт умрет всего через год, успев выпустить еще две работы, но «Так поступает все» он в театре больше никогда не услышит.
В партии Фьордилиджи на премьере выступала любовница да Понте Адриана Феррарезе, которая Моцарту откровенно не нравилась – с ее творчеством он уже был знаком, поскольку певица была первой Сюзанной в его «Свадьбе Фигаро». Возможно, поэтому он написал для нее арию «Come scoglio immoto resta», которая является настоящим испытанием даже для опытных мастеров вокала. Дорабеллу пела ее сестра, Л. Вильнёв, Гульельмо – Ф. Бенуччи, исполнявший на предыдущих премьерах Фигаро и Лепорелло, Феррандо – В. Кальвези. Реакция публики была разной: кто-то находил новинку очаровательной, а другие считали, что такая тема не найдет сочувствия у женской аудитории. Как бы то ни было, но последнее мнение довлело над «Cosi» почти столетие.
В 1816 году опера перешагнула границы России, а за океаном была исполнена только в 20 веке. Романтика и свободные нравы эпохи рококо минули в прошлое вместе с высокими пудреными париками 18 века, а буржуазные ценности века 19 тяготели к моральным устоям и семейным ценностям. По этой причине до 1950-х «Cosi» если и исполнялась, то - в переделках и редакциях. Сегодня «Так поступают все» уверенно входит в двадцатку популярнейших опер мира, оставляя позади и самую успешную работу Вагнера, «Летучий голландец», и блистательную оперетту Легара «Веселая вдова», и последний шедевр Пуччини «Турандот».
Гений и злодейство
Лоренцо да Понте написал всего три оперы для Моцарта, но вдвое больше для композитора, которого принято считать его антагонистом – Антонио Сальери. «Так поступают все» имеет множество пересечений между двумя видными музыкантами эпохи. Начнем с того, что изначально работать с либретто оперы стал Антонио Сальери, только после отказа которого Моцарт получил материал. На премьере опера имела подзаголовок «Школа влюбленных», который отсылал к невероятно популярной несколькими годами ранее «Школе ревности» Сальери. Факты свидетельствуют о том, что Сальери был куда более успешным композитором своего времени, нежели Моцарт. Он считался мастером итальянской оперы, которая, несмотря на активную господдержку австрийского музыкального жанра, зингшпиля, все равно владела сердцами публики, а, значит, и доходами театральной кассы.
Антонио Сальери сделал в Вене блистательную карьеру, став придворным капельмейстером. Он был хорошо знаком с Моцартом, посещая его премьеры и даже дирижируя некоторыми его сочинениями. Наконец, он был одним из немногих людей, провожавших Моцарта в последний путь. Великий Амадей, увы, так никогда и не имел при жизни ни славы, ни должности, приближенных тем, которыми обладал итальянец.
Зато 40 лет спустя после смерти Моцарт получил полную компенсацию за не слишком удачную карьеру – великий русский поэт Александр Пушкин написал «маленькую трагедию» «Моцарт и Сальери», где последний предстает коварным отравителем молодого гения. Н.А. Римский-Корсаков положил этот сюжет на музыку, тем самым и в оперном жанре увековечив сплетню, не имеющую отношения к реальности. В конце 20 века по миру прокатилась еще одна волна интереса к этой истории после выхода фильма М. Формана «Амадей», награжденного «Оскаром» в качестве лучшей картины 1984 года. В 1997 году имя Антонио Сальери было официально в суде очищено от всех обвинений в убийстве Моцарта – два века спустя после трагического события.
«Так поступают все» на видео
- С самой легкомысленной оперой Моцарта можно познакомиться не выходя из дома, благодаря постановкам прошлых лет:
- Спектакль Глайндборнского оперного фестиваля, 2006 год, постановка Ф. Кемп. В главных партиях: Т. Лехпитуу (Феррандо), М. Перссон (Фьордилиджи), Л. Пизарони (Гильельмо), А. Вондунг (Дорабелла).
- Спектакль Оперы Цюриха, 2000 год, постановка Б. Ларджа. В главных партиях: Р. Сакка, Ч. Бартоли, О. Видмер, Л. Никитеану.
- Спектакль Венской оперы, 1988 год, постановка Ж.П. Поннеля. В главных партиях: Л. Лима, Э. Груберова, Ф. Фурланетто, Д. Зиглер.
- «Величайший шоумен», 2017
- «4 дня во Франции», 2016
- «Любовь и дружба», 2016
- «Море внутри», 2004
Самая загадочная и изящная опера Моцарта основана на любовной игре. Исходная задача – проверить женскую верность по ходу развития действия превращается в эротическое приключение для всех его участников. Неужели ни одна из девушек не догадалась, что перед ней – бывший жених ее сестры? Игру и реальность Моцарт облек в очаровательную музыкальную гармонию, оставив, однако, открытым вопрос, смогут ли пары забыть то, что с ними случилось.
Коментарі
Дописати коментар