Вальс: история и особенности одного из самых известных бальных танцев
Вальс: история и особенности одного из самых известных бальных танцев
История вальса насчитывает чуть больше двухсот лет. По временным меркам, это очень молодой и юный танец, что полностью отражено в его характере, стремительном, легком и жизнерадостном. Но приковывает он взгляд не только энергичностью. Вальс буквально пропитан романтикой, которая ощущается в каждом движении танцоров. Не зря он выступает главным танцем на свадьбе. Чтобы заслужить подобный «статус», этому танцевальному направлению пришлось многое пережить. Предлагаем узнать, что именно.
Историю вальса и множество интересных фактов об этом танце читайте на нашей странице.
Что такое вальс?
Название танца происходит от немецкого слова «walzer», которое означает кружиться, вращаться. Основу вальса составляет именно плавное, беспрерывное кружение пары с одновременным движением по залу. Обычно начинающим танцорам предлагают мысленно представить большой квадрат, по которому им и предстоит вальсировать. Но это не единственная особенность танца.
Для классического вальса характерно:
-
быстрая и ритмичная структура. «Раз, два, три. Раз, два, три» — так отбивается ритм вальсовых шагов;
-
трехдольный музыкальный размер. Это означает, что каждый такт включает три доли, на которые и совершаются движения;
-
танец исполняется в закрытой позиции, когда партнеры стоят лицом друг к другу. При этом женщина располагается чуть правее;
-
одна
рука мужчина находится на талии партнерши. Она, в свою очередь, кладет
руку ему на плечо. Свободными руками танцоры замыкают фигуру для
исполнения вальса;
-
легкость, воздушность и грациозность в каждом движении.
Популярные вальсы
Иоганн Штраус «Весенние голоса». Композиция написана в 1882 году, но услышать ее в первый раз ценителям музыки довелось лишь через год. Она прозвучала на благотворительном концерте в венском театре «Ан дер Вин».
Audio Player
00:00
00:00
Иоганн Штраус «Весенние голоса» (слушать) Фридерик Шопен «Вальс №.10». Это настоящая исповедь молодого и талантливого композитора. Мелодия была написана им в начале творческого пути, когда ему повстречалась Констанция Гладковская. Девятнадцатилетний юноша долго не решался подойти и познакомиться с очаровательной особой, поэтому музыка стала для него спасением от избытка переполнявших чувств.
Audio Player
00:00
00:00
Фридерик Шопен «Вальс №.10» (слушать) П.И. Чайковский «Вальс цветов» (балет «Щелкунчик»). Эта композиция, написанная в ритмах вальса, по праву считается самой знаменитой работой автора. Она известна даже тем, кто ни разу не был на балете — трогательная, нежная мелодия звучит в советском мультфильме «Щелкунчик».
Audio Player
00:00
00:00
П.И. Чайковский «Вальс цветов» (слушать)
Е.Д. Дога «Свадебный вальс» (из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь»). Всего одна-единственная летняя ночь понадобилась Евгению Дмитриевичу, чтобы написать завораживающую по красоте вальсовую композицию. В ней соединились романтика и трагичность — два главных чувства, сопровождавших героиню киноленты Ольгу Скворцову. Мелодия до сих пор считается самой известной среди киновальсов, написанных советскими композиторами. Ее часто выбирают в качестве первого танца молодожены.
Audio Player
00:00
00:00
Е.Д. Дога «Свадебный вальс» (слушать) И.О. Дунаевский «Школьный вальс». Именно эта мелодия символизировала окончание школы у советских школьников. Песня была написана в 1950 году. На ее сочинение композитора подвигло письмо выпускницы воронежской школы. Она вместе с одноклассниками никак не могла написать песню, в которой бы звучали слова благодарности своей учительнице. Не смог и Исаак Осипович. Вместо этого он написал «Школьный вальс», который звучал в каждой школе, а не только в одной воронежской.
Audio Player
00:00
00:00
И.О. Дунаевский «Школьный вальс» (слушать)
История вальса или «О времена! О нравы!»
Это выражение, произнесенное древнеримским мыслителем Марком Туллием Цицероном, как нельзя лучше описывает момент зарождения и развитие вальса. Аристократы и церковные деятели посчитали его неприличным и постыдным. Особенно возмущались чопорные англичане. Как это можно, обнимать барышню за талию на глазах у всех! Поэтому практически весь XIX век вальс на европейских балах был под запретом. Даже Екатерина II не признавала его.
Мнение высших чинов мало волновало простой народ, среди которого и возник вальс. Ауэрбах Лев Давыдович, советский музыковед, относит его рождение к 70-м годам XVIII века. При этом назвать единственную страну, повинную в «развращении» общества, невозможно. Истоки вальса прослеживаются как минимум в трех национальных танцах:
-
чешский
фуриант — настоящее представление, где молодой гордец притягивает к
себе девушку за талию и начинает танцевать с ней под веселые песни;
-
французская вольта — это парный танец, для которого характерны различные повороты;
-
австрийский
лендлер изначально представлял собой обряд сватовства, но позже
превратился в быстрый танец, где юноша вращал понравившуюся девушку
вокруг себя.
Получается, своим появлением вальс обязан многим танцам. Однако, его столицей принято считать Австрию из-за большего сходства танцевальных па с лендлером.
Примечательно, что и фуриант, и вольта, и лендлер — народные танцы. То есть их танцевали в деревушках и селах на различных праздниках. Как они попали на императорский двор? Его распространению в высших слоях общества помогла эрцгерцогиня Австрии Мария Терезия. Ей настолько понравился лендлер, что она решила перенести его в роскошные залы своего дворца. Так родоначальник вальса оказался в центре внимания европейских вельмож. Великосветские нравы стали вытесняться простотой движений и свободой выражения чувств. Постепенно танец менялся, превращаясь в тот вариант, о котором не перестают говорить до сих пор.
Ограничения по времени, полный запрет, всевозможные гонения — все это было в истории вальса. Пока светское общество критиковало вальс, им наслаждалась французская буржуазия и другие слои населения Европы, которые были далеки от причуд аристократов. Его успели перенять даже американцы.
Одновременно танец оказывал сильное влияние на развитие различных музыкальных жанров: оперу, балет, сюиту. Специально для вальсирующих пар сочинялись красивые и великолепные мелодии, ставшие мировой классикой.
В настоящее время интерес к вальсу не столь ярок как в былые времена. Это танец больше интересует профессиональных танцоров и настоящих эстетов. Создаются школы, отдельные студии, где каждый желающий может научиться выполнять вальсирующие движения. Используются па в концертной и конкурсной деятельности танцевальных групп. При этом многие преподаватели танцев любят вальс за его сочетаемость с другими жанрами — в результате получается красивое выступление, где история переплетается с современностью.
Интересные факты
-
Вальс
буквально связал узами брака Льва Николаевича Толстого и Софью
Андреевну Берс. Дело в том, что граф все никак не мог решиться сделать
предложение своей возлюбленной. Томясь в нерешительности в доме Софьи
Андреевны, он загадал: если ее младшая сестра Татьяна хорошо споет
верхнюю ноту в вальсе Ардити «Поцелуй», то он сразу же сделает
предложение. Таня не подвела — через 5 минут Соня стала невестой
великого писателя.
-
В
годы Великой Отечественной войны композиторы не забывали про вальсы,
накладывая трогательную музыку на стихи поэтов. «В лесу прифронтовом» М.
Блантера, «Песенка о фонарике» Д. Шостаковича, «В землянке» К. Листова —
некоторые примеры композиций, написанных в этом жанре для поднятия
боевого духа.
-
Английский
поэт Джордж Байрон в начале XIX века иронично высказывался по поводу
вальса. Он даже сочинил одноименную поэму, где высмеял веяния моды.
-
Писать
вальсы под влиянием чувственного опыта, любви и нежности было в духе
Фридерика Шопена. На его творческом пути встретилось несколько
очаровательных муз: Констанция Гладковская, Дельфина Потоцкая и Мария
Водзиньская.
-
Известная
многим пьеса «Собачий вальс» не имеет ничего общего с жанром,
заявленным в названии. Композиция по размеру больше похожа на польку.
В чем танцуют вальс?
Чтобы понять, какой дресс-код для вальса считается классическим, достаточно хотя бы один раз оказаться на венском Оперном балу. Здесь царит идиллия ушедших эпох, воссозданная настоящими ценителями любимого многими танца.
Черный фрак с удлиненными фалдами сзади, белая сорочка и такого же цвета галстук-бабочка — обязательные элементы одежды для мужчин. На ногах исключительно классические модели обуви — оксфорды или лоферы с удлиненным мысом. Из аксессуаров позволительны золотые запонки, белый носовой платок, карманные часы на цепочке и белые перчатки. Раньше дама могла отказать кавалеру в танце, если тот стоял перед ней без перчаток.
Для женщин обязательно платье в пол с пышной юбкой для удобства передвижения по залу. При этом желательно, чтобы плечи были оголены, а декольте отличалось глубоким вырезом. Цвета самые разные, кроме белого. Белоснежный наряд — привилегия тех, кто впервые оказался на балу. Дополняют образ туфли на каблуке, сверкающие украшения, перчатки и миниатюрная сумочка. Волосы должны быть собраны и открывать шею.
Виды вальса
Венский вальс. 17 ноября 1786 года в венском театре «Бургтеатр», который считался одним из самых престижных в Австрии, прошла премьера оперы «Редкая вещь». На новое произведение возлагали большие надежды, поскольку театр переживал кризис. Выступление артистов произвело впечатление на публику. Но больше всего театральным знатокам запомнился финал второго акта, в котором девушки танцевали под музыку с названием «Вальс». Это было начало венского вальса, завоевавшего весь мир своей красотой.
Подтянутый корпус, никакого намека на манерность, легкость и изящество в движениях — все это характерно для этой разновидности вальса. Создается впечатление, что пара словно парит в воздухе, едва касаясь пола. Партнеры мягко и одновременно быстро передвигаются по залу, очаровывая окружающих своей грациозностью.
Интересно, что до сих пор каждый год жители Вены возвращаются в прошлое, чтобы насладиться вальсом и отдать дань традициям. Танцевальный сезон открывает Императорский бал, на котором гости в роскошных нарядах начинают кружиться по залу. Особое внимание уделяется соблюдению бальных манер: от выбора аксессуаров к костюму до приглашения партнерши к танцу. Хотя встречаются места, где классика уступает место неформальной обстановке.
Вальс-Бостон. В один из дней 1834 года в бостонском особняке миссис Отис собралось много знатных особ. Поводом для встречи стало знакомство с новым танцевальным направлением, вальсом. Идея привести частицу венской культуры в США принадлежит Лоренцо Папанти, бостонскому учителю танцев. Но в отличие от оригинала, он представил публике более медленные вальсирующие движения.
Как отреагировала американская общественность на европейские традиции? Изначально негативно. Высшие чины назвали вальс непристойным занятием. Но к середине XIX Новый Свет был покорен, а танец получил свое название — вальс-бостон.
У этого направления существует и другое название — английский вальс. Дело в том, что американская версия не раз пыталась завоевать расположение европейцев, которые снисходительно относились к «чужаку». И только в начале XX века вальс-бостон полюбился жителям Старого Света. Особой популярностью он пользовался в Лондоне, где возникло невероятное количество разновидностей этого танца на медленный манер. Каждый танцор пытался создать свой вариант, самый красивый и прекрасный.
Вальсу-бостон присущи сдержанность и элегантность в движениях. Партнеры движутся в медленном ритме, совершая длинные, скользящие шаги. Это и отличает его от других разновидностей.
Фигурный вальс. Середина XX века для СССР была временем бурного индустриального развития. Страна восстанавливалась после страшной войны. Не забывало руководство и о культурной стороне жизни советского народа. По мнению Верховного Совета, граждане должны были научиться танцевать по-советски. Для этой цели была разработана программа бальных танцев, которая включила и фигурный вальс.
Фигурный вальс — это упрощенный вариант Венского. Он лишен сложных по исполнению движений. Основа танца строится на кружении. При этом партнеру разрешается вставать на одно колено и вращать свою спутницу вокруг себя. Благодаря своей простоте и романтичности, эта разновидность вальса стала первым танцем молодоженов на свадьбе.
Вальс и музыка
Быстрому, романтичному танцу удалось завоевать сердца не только светских людей Европы, но и композиторов. Именно вальс стал музой для многих известных личностей, чья жизнь была наполнена музыкой.
-
Франц Шуберт
любил радовать своих друзей веселой игрой на фортепиано в одном из
венских кабаков. Он импровизировал различные мелодии, среди которых чаще
всего звучал вальс. Пока Франц виртуозно перебирал клавиши, окружающие
танцевали. Он не стремился записывать все сочиненные на ходу композиции.
На бумаге остались лишь самые яркие и запоминающиеся, которым автор не
давал названий. Это не помешало вальсам Шуберта стать музыкальным
наследием.
-
Знакомство юного Фридерика Шопена
с вальсом, вероятнее всего, произошло в деревне Шафарне, где он
проводил летние каникулы. Не обходился отдых и без сельских праздников,
на которых молодежь вальсировала под звуки скрипки. Чести танцевать с
молоденькой панночкой удостоился и Фридерик. С этих пор его мир был
навсегда наполнен вальсом. Всего он сочинил 17 композиций, вернее,
только они дошли до нас в печати.
-
Александр
Сергеевич Грибоедов питал страсть к двум видам искусства: литературе и
музыке. И если комедия «Горе от ума» известна многим со школьных времен,
то два его вальса для некоторых остались незамеченными. Почему их
только два? К сожалению, Александр Сергеевич редко записывал свои
произведения на нотной бумаге, хотя и был популярен в московском и
петербургском музыкальных обществах.
-
Игре на скрипке юный Иоганн Штраус
обучался у музыкантов, выступавших в кабачке его отца. Но Франц Штраус
был против того, чтобы сын музицировал — мальчика отдали в ученики к
переплетчику. Но наперекор всему жизнь свела его с миром музыки. Штраус
сочинял оригинальные вальсы и первоначально играл их в трактире «У
пылающего петуха». Всего он написал более 150 вальсов и стал одним из
создателей Венского вальса.
-
Композитор-драматург Петр Ильич Чайковский
с удовольствием сочинял вальсы для опер, балетов, романсов и сюит.
Благодаря ему жанр приобрел иное звучание: он стал не только поводом для
танца, но и выразительным средством. При звуках вальса Чайковского
перед зрителями разворачиваются красочные сцены, наполненные
разнообразными бытовыми деталями.
-
Можно ли с помощью вальса обрисовать жизнь заводских рабочих? Да. Это удалось Дмитрию Дмитриевичу Шостаковичу.
Он написал два вальса на старинный манер для фильма «Златые горы» о
петербургских заводчанах. Шостакович всегда мечтал писать легкую и
широкодоступную музыку. Вальс помог ему воплотить эту мечту.
Вальс изменил танцевальный мир. Он сделал его выразительнее и раскованнее, лиричнее и душевнее. Наверное, поэтому он продолжает жить в сердцах миллионов людей.
Коментарі
Дописати коментар