Ф. Пуленк опера «Человеческий голос»

Ф. Пуленк опера «Человеческий голос»

Человеческий голос
«Маленький шедевр» - так охарактеризовали современники французского композитора Франсиса Пуленка его монооперу «Человеческий голос» - музыкальное творение, поражающее необычайной эмоциональностью и красотой. Автор в этом волнующем произведении настолько реалистично отобразил отчаяние и боль главной героини, что проявил себя настоящим знатоком женской души, её внутреннего мира. Опера основана на одноимённой пьесе французского драматурга Жана Кокто, в которой посредством только телефонного разговора женщины с покинувшим её возлюбленным сочувственно раскрывается глубочайшая жизненная драма героини. «Человеческий голос» - одно из самых проницательных сочинений об одиночестве и любви, которое Пуленк назвал не иначе как лирической трагедией.
Краткое содержание оперы Пуленка «Человеческий голос» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.



Действующие лица
Голос
Молодая красивая женщина
сопрано

 Краткое содержание «Человеческого голоса»
опера Человеческий голос
Действие монооперы происходит в середине прошлого века во Франции, в доме с довольно мрачной комнатой, с одной стороны находиться неаккуратно застеленная кровать, в другой стороне спальни видна приоткрытая дверь в ванную, с пробивающимся из неё ярким светом. В центре стоит небольшое кресло и маленький журнальный столик с книгами, телефоном и настольной лампой, которая излучает ослепительно - ядовитый свет. Возле кровати, на полу, в длинной ночной сорочке неподвижно лежит молодая женщина. Она как будто мертва. Женщина делает первое движение: приподнимается и опять оцепенело застывает. Наконец-то она встает, берёт пальто, небрежно валяющееся на кровати, на мгновение останавливает свой взор на телефоне и идёт к ванной комнате. Лишь только она прикасается к ручке двери, как раздается резкий звонок. Женщина стремительно бросается к телефону, в порыве швыряя своё манто. Сняв трубку, она начинает долгий разговор со своим возлюбленным. Они говорят друг с другом в последний раз, так как накануне она узнала, что её любимый мужчина женится на другой.
Несколько раз диалог прерывается из-за неполадок на телефонной станции, но затем вновь раздаётся звонок и разговор продолжается. Женщина ни в чём не обвиняет возлюбленного, говорит, что мужественно всё перенесёт, вспоминает о прекрасных моментах проведённых вместе, затем просит, чтобы слуга Жозеф заехал за письмами и забытыми вещами.

В середине разговора она не выдерживает и всё же рассказывает, что предприняла попытку покончить собой, приняв много таблеток снотворного, но на помощь пришла подруга Марта, которая привела жившего неподалёку доктора. Далее женщина поведала о том, как узнала, что он венчается с другой. Она не упрекает и даже не хочет верить, что была обманута, а только всё время говорит о своей любви. Прощается с собеседником, идет к кровати, неся с собой телефон, и как подкошенная падает на пастель.


 

 

Продолжительность спектакля
I Акт
45 минут

Фото

Пуленк Человеческий голос
 опера Человеческий голос краткое содержание
 
Интересные факты
  • Франсис Пуленк настаивал, чтобы исполнительница монооперы «Человеческий голос» обязательно была молодой, красивой и элегантной женщиной, так как произведение по своей сути является сугубо «французским» и насквозь пропитано духом Парижа.
  • В благодарность за интересный замысел оперы по сюжету пьесы Ж. Кокто композитор посвятил своё творение автору идеи Эрве Дюгардену и его жене Дези.
  • В Советском Союзе монооперу «Человеческий голос» первый раз услышали в концертном варианте в исполнении замечательной певицы Надежды Юренёвой в 1965 году, спустя шесть лет после премьерного спектакля, состоявшегося в Париже в 1959 году. Затем постановку оперы немного позже осуществили на сцене Большого театра с участием выдающейся Галины Вишневской. В нашей стране, с её коммунистической идеологией, постановка такого «западного» спектакля было довольно редким событием.
Галина Вишневская в опере «Человеческий голос»
  • Пуленк был не единственным композитором, которого заинтересовал сюжет пьесы Ж. Кокто «Человеческий голос». Тем не менее, ему повезло больше других, ведь именно его творение стало популярным и ставится на сценах многих театров мира.
  • Жан Кокто создал пьесу «Человеческий голос» для замечательной французской актрисы бельгийского происхождения Берт Бови. Премьерный показ спектакля состоялся на сцене театра«Комеди Франсез» в 1930 году.
  • В разное время героиню в моноопере «Человеческий голос» воплощали такие замечательные певицы, как К. Армстронг, Д. Кард, К. Мальтифано, О. Макдональд, Д. Мигенс, Д. Норман (США), Д. Барстоу, Г. Джонс, Ф. Лотт (Англия), М. Оливеро, Р. Скотто (Италия). Г. Земан, А. Силья (Германия), Э. Сёдерстрём (Швеция), Н. Юренева, Г. Вишневская, В. Соловых, О.Балашова (Россия).
  • В кинематографе к сюжету пьесы Ж. Кокто обращались дважды. Первый раз в 1948 году её экранизировал выдающийся итальянский режиссёр Роберто Росселини, сняв в роли героини Анну Маньяни. В следующий раз в 1966 году к произведению обратился канадец Тед Котчефф, представив зрителям шведскую и американскую актрису Ингрид Бергман.
  • «Человеческий голос» - это не единственное сочинение Пуленка, в основу которого было положено произведение друга композитора, поэта и драматурга Ж. Кокто. Первыми были три песни, которые имели общее название «Кокарды», затем музыка к комедии «Непонятный жандарм» и моноопера «Дама из Монте-Карло».


 

 

История создания «Человеческого голоса»
Франсис Пуленк
История возникновения монооперы «Человеческий голос» имеет интересное начало и связано оно с гастролями в столице Франции итальянского «Ла Скала». Однажды Франсиск Пуленк присутствовал на спектакле театра, в котором одну из главных ролей исполняла именитая Мария Каллас. Весь вечер публика наблюдала, как легендарная певица затмевала других исполнителей, отодвигая их на задний план. В результате по окончании спектакля на заключительные аплодисменты публики «звезда» выходила одна, как - будто она была единственной исполнительницей. Отмечая такую неординарную ситуацию, присутствующий на спектакле с Пуленком Эрве Дюгарден, являвшийся представителем в Париже крупного миланского музыкального издательства «Рикорди», предложил композитору написать оперу «Человеческий голос» по сюжету Жана Кокто.
С улыбкой вспоминая об этой истории, Пуленк замечал, что Дюгарден, излагая пришедшую ему идею, заведомо позаботился о том времени, когда капризная певица со всеми поссорится настолько, что ни один исполнитель не захочет с ней выходить на сцену. Однако сочиняя произведение, сюжет которого настолько увлек композитора, что работа над ним протекала очень быстро, Пуленк думал совсем не о Марии Каллас. Свою монооперу он писал специально только для одной исполнительницы – замечательной певицы Дениз Дюваль, которая впоследствии выступила на премьерном спектакле 8 февраля 1959 года на сцене «Опера – Комик» с оркестром под управлением Жоржа Претра.

Музыка
«Человеческий голос» - это произведение, в котором композитор отразил все лучшие черты своего творчества. При помощи гибких мелодических линии, простых, но аккуратно подобранных интонаций и средств музыкальной выразительности он реалистично раскрыл всю драму внутреннего мира героини. Пуленк так умело построил произведение, что слушатели, очень сочувственно относящиеся к героине, ни на мгновение не могут расслабиться и очень внимательно следят за трагедией, разворачивающейся на сцене.

Моноопера «Человеческий голос» - это вокальный речитатив, который в этом произведении играет определяющую роль, однако с оркестровым сопровождением связан очень органично. Оркестр неотделим от вокальной партии, он активно участвует в действии, эмоциональной гармонией раскрывая внутренний мир героини, «досказывая» то, что она недоговорила в своих коротких фразах. Композитор при помощи разнообразных приёмов взаимодействия оркестровой и вокальной партий, сумел добиться поразительной силы воздействия на слушателей, доходчиво передать весь драматизм жизненной ситуации героини.


   

Пуленк в своём произведении «Человеческий голос» показал подлинное мастерство оперного композитора. Создать настоящий музыкальный шедевр на прозу, состоящую из обыденных повседневных фраз, и при этом реально передать весь драматизм сложившихся обстоятельств - это подвластно не каждому, а только истинному таланту, с настоящим композиторским чутьём, которым обладал замечательный французский композитор Франсис Пуленк.

Коментарі

Популярні публікації