Джайв – синкопа африканской души, попавшая в пятерку латиноамериканских танцев
Джайв – синкопа африканской души, попавшая в пятерку латиноамериканских танцев
В 1901 году умерла королева Великобритании Виктория. Она унесла с собой сдержанные традиции второй половины XIX века. Зажигательные, энергичные, иногда откровенные танцы низших слоев населения стремительно вытеснили малоподвижные композиции, которые исполняла элита в громоздкой одежде. Эмоциональный свинг-данс захватил всех, стал средством самовыражения, его разновидности сохраняют актуальность по сегодняшний день.
Что такое джайв
Латинский танец афроамериканского происхождения. Систематизированный стиль появился в США в 1930-х годах как вольная разновидность джиттербага (быстрый танец с резкими движениями под джазовую музыку). Основное па представляет собой комбинацию:
- шаг назад с возвращением;
- быстрое синкопированное шассе – тройной шаг, выполняемый на 2 такта;
- нога всегда ставится с носка.
Танец имеет много общих фигур со свингом атлантического побережья США. Основным отличием является сильно синкопированный ритм шассе.
Различают джайв в стиле:
- непринужденной походки (swing style), для которого характерны естественные движения, большая амплитуда разворота бедер;
- прыжков (jumping style) с выбросом лодыжек в прыжке.
Популярные мелодии
«Jumpin’ Jive» (также известный как «(Hep-Hep!) The Jumpin’ Jive») – известная джазово-свинговая композиция, написанная Кэбом Кэллоуэем (Cab Calloway), Франком Фрёба (Frank Froeba ) и Джэком Палмером (Jack Palmer) в июле 1939 года. Было продано более миллиона копий. Кэллоуэй исполнил ее с оркестром и танцевальным дуэтом Братьев Николас (the Nicholas Brothers) в фильме-мюзикле 1943 года «Ненастная погода» (Stormy Weather).
Audio Player
00:00
00:00
«Jumpin’ Jive» (слушать)
«Don’t Stop Me Now» –
песня «Queen» из альбома «Jazz» 1979 года, автор – солист группы Фредди
Меркьюри. Под эту музыку Юлия Загоруйченко и Рикардо Кокки танцевали
джайв на соревнованиях, танцуют на выступлениях до сих пор.Audio Player
00:00
00:00
«Don’t Stop Me Now» (слушать)
«Hit The Road Jack» – написанная Перси Мэйфилдом (Percy Mayfield), песня была исполнена Рэем Чарльзом
(Ray Charles) и Маржи Хендрикс (Marjorie Hendrix) в 1961. Сюжет
построен в форме диалога. Женщина прогоняет из дома мужчину, потому что
он не может ее содержать. Мужчина убеждает ее, что он все исправит, что
она слишком мнительна. Композиция стала культовой для спортивных событий
в США. Она часто звучит при удалении игроков с поля, а также на
последних минутах игры, когда победа хозяев очевидна.Audio Player
00:00
00:00
«Hit The Road Jack» (слушать)
История
Точное происхождение слова «Джайв» не известно. Созвучные понятия были в разговорном английском и языках южно-африканских народов, в любом случае, слово имело негативную эмоциональную окраску, могло иметь значение «насмешка», «колкость», «обман», «небрежность».
Первые упоминания о джайве уходят в XIX век. Танец был популярен среди афроамериканцев и индейцев во Флориде. Культуроведы предполагают, что джайв был завезен из Африки.
Без упоминания свинга невозможно дать полное представление о джайве. Свинг – это исторический контекст, в котором развивался джайв; это поле, на котором вырос структурированный высокотехничный танец, удостоенный места в пятерке международных латиноамериканских.
В музыке термин «свинг» используется в двух основных контекстах. В разговорной речи им описывают ощущение ритмичного движения вперед, которое появляется в результате музыкального диалога, взаимодействия между исполнителями, особенно когда музыка вызывает «интуитивный ответ», как например, нога, положенная на ногу партнера или голова на его плече. Термин также используется для обозначения техники, которая подразумевает переменное использование длинных и коротких звуков в ритме, обычно ассоциируется с джазом, используется в других стилях.
Понятию «свинг» сложно дать определение. Это самое обсуждаемое слово в джазе. Когда джазового исполнителя Кути Уильямса (Cootie Williams) попросили дать определение, он пошутил: «Его определение? Я бы предпочел заняться теорией Эйнштейна!»
Когда спросили Луи Армстронга, что такое свинг, он сказал: «Ах, свинг, мы называли его синкопированием, потом его называли рэгтаймом, затем блюзом, после – джазом. Теперь это свинг. Ха-ха! Белые люди, что сказать – во всем царит хаос.»
Откуда столько вариаций на тему синкопированного шассе?
Вероятнее всего, от большой популярности в массах, широкой географии и отсутствия сети Интернет в первой половине XX века. Феномен похож на распространение языков, например, английского и испанского. На них говорит большая часть планеты, но при этом каждая отдельная испано- или англоговорящая страна имеет свой диалект.
Что танцевали те, у кого в крови было много джаза? Линди-хоп, джиттербаг, свинг восточного и западного побережьев США, буги-вуги, джайв. Позже, в 1950-х появился ритмичный хореографический наследник, исполняемый парами, группой девушек или несколькими парами, часто с элементами акробатики – рок-н-ролл.
Линди-хоп – американский танец, появившийся в Нью-Йоркском Гарлеме в 1928 году. По одной из версий, танец обязан своим названием Чарльзу Линдбергу (Charles Lindbergh), авиатору, впервые перелетевшему Атлантику в одиночку в мае 1927 года. Его называли «Счастливым Линди, перепрыгнувшим Атлантику» – на английском «Lucky Lindy, who hopped the Atlantic». Благодаря игре слов в заголовках прессы появилось словосочетание «Линди-хоп», которое стало ассоциироваться с танцем. Линди-хоп был особенно популярен в конце 1930-х – начале 1940-х годов. Он объединял в себе много танцев, которые предшествовали ему, или были популярны во время его развития, но чаще всего его описывают как джазовый танец, разновидность свинга. Линди-хоп никогда не стандартизировался и позже стал вдохновением для нескольких других форм, таких как буги-вуги, джайв, свинг восточного и западного побережьев США, рок-н-ролл.
Джиттербаг (Jitterbug) в дословном переводе с английского означает «дрожащая букашка», используется обычно как эмоционально окрашенное слово в значениях «псих», «паникер», «человек-любитель свинговой музыки». Песня Кэба Кэллоуэя (Cab Calloway) 1934 года «Зов джиттербага» («Call of the Jitter Bug») и фильм «Вечеринка джиттербага у Кэба Кэллоуэя» («Cab Calloway's Jitterbug Party») популяризировали использование слова «джиттербаг».
Свинг восточного побережья (East Coast Swing) появился в танцевальных студиях в 1940-х на основе линди-хопа. Танцзалы считали линди-хоп слишком сложным и мало структурированным, чтобы преподавать его начинающим, но на рынке был высокий спрос на обучение свинговым танцам. Свинг восточного побережья имеет разные названия в разных регионах США и в мире. Его называли «Восточный свинг», «Джиттербаг», «Американский свинг», «Восточнобережный линди», «Линди», «Тройной свинг»… Ах, если бы был Интернет, сколько потеряла бы история танца! Свинг восточного побережья представляет собой форму социального парного танца. Его танцуют под быструю свинг-музыку, включая рок-н-ролл и буги-вуги. Свинг западного побережья отличается от восточнобережного большей эластичностью.
Примерно в 1940 году американские солдаты привезли джиттербаг в Европу, где танец быстро нашел поклонников среди молодежи. В Великобритании прижилось название танца «джайв». Вариации в технике положили начало таким стилям как буги-вуги и свинг-буги, которые постепенно обрели в Великобритании общее значение с джайвом.
Буги-вуги – эмоциональный парный танец, заимствовавший много элементов из линди-хопа и джиттербага. Для него характерны многочисленные импровизации. После войны буги стали доминирующей формой популярной музыки. Однако это не помешало постоянной критике танца, как грубого. Знаменитый специалист по бальным танцам Алекс Мур (Alex Moore) сказал, что «никогда не видел ничего более уродливого».
К 1968 году теоретические основы джайва были доведены до уровня, позволяющего соревноваться в технике на профессиональном уровне. Именно тогда танец был принят в качестве пятого латиноамериканского танца.
В современной форме бальный джайв танцуют с 1990-х. Это счастливый заводной танец, с частыми поднятиями колен, их сгибаниями, покачиванием бедер на скорости 44 такта в минуту, что требует от танцоров до 176 шагов ежеминутно.
Интересные факты
- Джайв получил активное развитие после отмены рабства в США (1865), вскоре проходили первые соревнования среди бывших африканцев, главным призом на соревнованиях был пирог.
- Исполнители свинг-музыки в 1930-х и 1940-х годах считали «Джайв» выражением, означающим «поверхностный абсурдный разговор».
- Текст песни «Зов джиттербага» (1934) недвусмысленно демонстрирует ассоциацию между словом «джиттербаг» и алкоголем
- Танцевальный критик Джон Мартин (John Martin) из Нью Йорк Таймз (The New York Times) написал следующее: «…Белый джиттербаг часто выглядит грубым… но афроамериканский оригинал (подразумевается джайв) совсем другое дело. Его движения никогда не преувеличиваются на столько, чтобы выйти из-под контроля, им присуще очевидное благородство при выполнении самых грубых фигур… большая доля импровизации… в перемешку с фигурами линди хопа. Из всех бальных танцев, которые видели мои любопытные глаза, этот бесспорно самый изысканный.»
- Среди музыкальных композиций, под которые танцуют джайв, большое количество относится к джазу.
Знаменитые исполнители
Джайв развивался эволюционным путем, его роль любимого занятия всегда преобладала над коммерческой составляющей. У танца не было рекламных кампаний мирового масштаба. Выдающиеся танцоры джайва известны в относительно узких кругах. Но их талант не уступает самым громким именам.
Уолтер Уильям Лэрд (Walter William Laird) (1920–2002) – трехкратный чемпион мира по танцам. Жил в Великобритании, активно занимался развитием латиноамериканских танцев, в том числе джайва. Был тренером многочисленных танцоров-победителей мировых чемпионатов. До 80 лет он работал в Федерации бальных танцев, некоторое время в качестве ее президента.
Донни Бёрнс и Гейнор Фэйрвэйзер (Donnie Burns и Gaynor Fairweather) – 14-кратные Чемпионы Мира по Латиноамериканским танцам, у каждого есть Орден Британской Империи. Виртуозные выступления Донни обеспечили ему не только многочисленные победы, но и попадание в Книгу Рекордов Гиннеса. Сейчас он руководит «Всемирным советом танца» («World Dance Council»).
Юлия Загоруйченко (Yulia Zagoruychenko) – многократная победительница мировых соревнований по латиноамериканским танцам. Имеет российское происхождение, проживает в Нью-Йорке, выступает с мужем Рикардо Кокки за США. Их джайв за 7 лет в youtube набрал около 260 тысяч просмотров.
Профессиональное сообщество четко регламентировало движения джайва, он стал апогеем соревнований по латиноамериканским танцам. Одновременно с тем сохраняется его высокая популярность как социального. Любительская манера исполнения допускает много вольных интерпретаций. На youtube имеются многочисленные обучающие видео, а под ними бурные дискуссии, где та тонкая грань между джайвом и свингом восточного побережья США. Единого мнения не существует по сегодняшний день.
Коментарі
Дописати коментар