Ча-ча-ча: история и особенности популярного латиноамериканского танца
Ча-ча-ча: история и особенности популярного латиноамериканского танца
Он молод, красив и энергичен. Разве можно так говорить о танце? Да, ведь речь идет о ча-ча-ча, в котором чувствуется легкость, игривость и беззаботность. Несмотря на свою простоту, стиль продолжает завораживать публику всех возрастов. Что особенного в этом танце и где он зародился? Предлагаем узнать историю ча-ча-ча подробнее прямо сейчас.
История танца
Происхождение ча-ча-ча тесно связано с историей Кубы, где, собственно, и зародилось это танцевальное направление. Все началось с появления на будущем острове Свободы английского народного танца контраданс. Это произошло в XVIII веке, когда Гавана находилась под оккупацией англичан. Незамысловатые движения контраданс понравились кубинцам и стали основой для создания собственного национального танца, который стали называть данса.
Признание независимости Кубы в 1895 году привело к тому, что на остров хлынул поток плантаторов. Они прибывали вместе со своими рабами-неграми, которым и предстояло изменить танцевальные традиции местного населения. Африканцы привезли с собой ритуальные танцы, привлекающие внимание быстрым ритмом и смелыми движениями бедер. Неизвестно кто придумал смешать дансу и африканскую культуру в один танцевальный коктейль, но это произошло. Так, на появился дансон, завоевавший популярность в высших слоях общества Кубы.
Пока бомонд увлеченно танцевал дансон, простой народ оттачивал мастерство в исполнении румбы и других африканских танцев. В конечном итоге произошло неизбежное слияние дансона и румбы. Но двигаться в быстром темпе нового направления, получившего название мамбо, было нелегко — танцоры едва успевали подстраиваться под ритм музыки.
Облегчить жизнь кубинцам, которые не представляли свою жизнь без танцев, решил местный композитор Энрике Хоррин. Он захотел создать новую музыку с более спокойной и одновременно запоминающейся мелодией. Эксперименты Энрике закончились в 1949 году композицией «La enganadora», с которой и начинается настоящая история ча-ча-ча. Хотя первоначально музыкант назвал новый ритм «мамбо-румба».
Легкий, веселый и праздничный танец быстро завоевал любовь жителей Кубы. В середине XX века практически в каждом местном уличном кафе можно было наблюдать, как танцуют ча-ча-ча. Учитывая, что остров Свободы был излюбленным местом отдыха американцев, не стоит удивляться скорости распространения танца на территории США.
Не остается в стороне и Европа. В 1952 году на остров прибывает Пьер Лавелл, английский хореограф. Необычная манера кубинцев танцевать румбу не оставила его равнодушным. Недолго думая, Пьер «увез» оригинальный танец с континента — так ча-ча-ча распространился по европейским странам.
Несмотря на свою непродолжительную историю, танец успел измениться. Например, если раньше шассе, скользящие шаги, было принято танцевать на полусогнутых ногах, то теперь па выполняют на прямых. Но небольшие отклонения не мешают наслаждаться ча-ча-ча, его выразительностью, естественностью и четкостью. Число желающих освоить латиноамериканскую хореографию не уменьшается. К тому же педагоги заявляют: освоить этот танец может каждый.
Лучшие мелодии в ритме ча-ча-ча
«Sway» — многие ассоциируют ча-ча-ча именно с этой мелодией. На сегодняшний день существует как минимум 30 кавер-версий этой композиции. Наиболее известна она в исполнении группы Pussycat Dolls благодаря фильму «Давайте потанцуем». Несмотря на свое английское название, песня имеет мексиканские корни, ведь написал ее Пабло Бельтран Руис, который руководил оркестром в Мехико. Называлась мелодия соответственно «¿Quién será?» и была создана в далеком 1953 году.
Audio Player
00:00
00:00
«Sway» (слушать)
«El Jamaiquino» или «Человек с Ямайки» — первая композиция в жанре ча-ча-ча, которой было суждено покорить Нью-Йорк в середине 50-х годов XX века. Легкую, танцевальную мелодию практически без остановки крутили на радио, позволяя каждому жителю города насладиться кубинской культурой. Особенно популярна песня была в исполнении секстета «Ла Плайя», хотя изначально ее исполнял Ниньо Ривера еще в 1944 году. В 1954 году над «El Jamaiquino» поработал Тито Родригес, известный латиноамериканский певец. К привычному набору музыкальных инструментов он добавил «кихаду», которая представляет собой ослиную челюсть с гремящими зубами.
Audio Player
00:00
00:00
«El Jamaiquino» (слушать)
«Rico Vasilon» — творение кубинского пианиста Рубена Гонсалеса. И хотя композитор больше известен как основатель иного музыкального стиля — сон, ритмы ча-ча-ча ему были не чужды. Композицию стоит послушать каждому, что хочет узнать, как звучит настоящая чача.
Audio Player
00:00
00:00
«Rico Vasilon» (слушать)
«Mira Pa Dentro» испанского музыканта Карлоса Джина. Песня была записана в 2003 году и до сих пор не теряет актуальность для всех ценителей кубинского танца. Мелодия буквально заставляет тело двигаться, отбивая четкий тройной шаг.
Audio Player
00:00
00:00
«Mira Pa Dentro» (слушать)
«Capullito De Aleli» - песня, которую танцоры часто используют при исполнении ча-ча-ча. Ее автор Каэтану Велозу, бразильский музыкант. Композиция наполнена романтичной лирикой, которую усиливает мягкий голос певца. Неудивительно, что она приглянулась поклонникам жанра.
Audio Player
00:00
00:00
«Capullito De Aleli» (слушать)
Что такое ча-ча-ча? Особенности танца
Ча-ча-ча — это, безусловно, визитная карточка кубинского народа и обязательная часть латиноамериканской программы спортивных бальных танцев. Неудивительно, что направление до сих пор продолжает находить поклонников по всему миру.
Произнесите вслух «ча-ча-ча». Чувствуете четкий, быстрый ритм, который как будто заложен в само название танца? По одной из версий, стиль получил свое оригинальное имя благодаря танцорам. Они следовали за звуками маракасов и отбивали под них дополнительные удары, ровно три раза. Попытка обыграть новую мелодию и послужила основой для названия танца.
По другой версии стиль был назван в честь стручковых растений с «гремящими» плодами ча-ча, произрастающих в Индии. Из них изготавливали погремушки, которые использовали в создании ритуальной музыки. Еще одна легенда гласит, что своим названием направление обязано кубинскому танцу гуарача.
Отличить ча-ча-ча от других жанров можно по следующим признакам:
-
для
музыкального сопровождения характерны четкий ритм и умеренный темп.
Если говорить о международном стиле исполнения, то темп составляет 32
такта в минуту;
-
движения
выразительные, энергичные, быстрые, без поднятий и снижений. Основная
комбинация — тройные шаги, благодаря чему танец иногда называют «тройным
мамбо». Все это дополняется интенсивными движениями бедер партнерши;
-
характер
танца зажигательный, веселый, беззаботный и игривый. Главная роль в
паре принадлежит женщине, которая как будто кокетничает, флиртует с
партнером. При этом все движения призваны показать красоту и
грациозность изгибов женского тела, что усиливает накал страстей в паре и
в зрительном зале;
-
танцуют
ча-ча-ча как в паре, так и на отдалении. В любом случае, это всегда
двое — он и она — чьи жаркие чувства превращаются в необыкновенное по
энергетике выступление.
Интересные факты
- Большинство своих мелодий в жанре ча-ча-ча Энрике Хоррин записал, играя на скрипке в составе оркестра «Америка». Коллектив музыкантов с удовольствием исполнял современные ритмы, радуя народ Гаваны. Но Энрике пришлось покинуть оркестр из-за разногласий с директором Ниноном Мондехаром. Тот утверждал, что создание нового музыкального стиля — его рук дело. Этого Хоррин стерпеть не смог.
-
«Серебряная
звезда» — последняя композиция Хоррина в ритмах полюбившейся всему миру
танцевального жанра. Ее он написал в 1952 году.
-
В
1958 году в Гонконге прошел чемпионат по исполнению ча-ча-ча. Его
выиграл 17-летний юноша, которому судьба приготовила совершенно иной
путь. Это был Брюс Ли. Обучаться танцам он стал в 13 лет. Получается ему
потребовалось всего 4 года, чтобы стать лучшим на этом поприще.
-
Согласно
правилам проведения бальных танцев, расстояние между партнерами во
время исполнения ча-ча-ча не должно быть больше 15 см.
-
Статус
участника конкурса по латиноамериканским танцам ча-ча-ча получил в 1954
году, спустя совсем короткое время после своего официального рождения.
Это говорит о большом интересе и популярности жанра среди танцоров и
тех, кто далек от мира танцев.
-
В
английском языке нередко можно услышать, что танец называют просто
чача. Связано это с новшеством, которое ввел американский хореограф
Артур Мюррей. Первоначально движения выполнялись под счет «раз, два, ча,
ча, ча», где четко прослеживается 5 тактов. Мюррей использовал другой
счет: «раз, два, три, ча-ча». При этом «ча-ча» — это один такт, которых
всего в итоге получилось 4. Благодаря этому и родилось новое название.
-
Популярность
ча-ча-ча не осталась без внимания киноиндустрии. Его исполнение можно
увидеть в таких фильмах, как «И Бог создал женщину» (танцует Бриджит
Бордо) и «Грязные танцы» (четкий ритм отбивают Патрик Суэйзи и Дженнифер
Грей).
-
Лето 1954 года для нью-йоркских меломанов прошло под знаком «ча-ча-ча». Две пластинки из трех выпускались именно в этом жанре.
-
Ча-ча-ча иногда называют танцем кокеток благодаря характерным выразительным движениям бедер, которые совершают партнерши.
-
Чтобы
продемонстрировать свое умение в исполнении латиноамериканской чачи,
необязательно искать большой танцпол. Для стиля характерно минимальное
продвижение по залу, поэтому вполне подойдет небольшое пространство.
-
Названия танцевальных фигур, характерных для этого направления, носят интересные названия: веер, Нью-Йорк и клюшка хоккейная.
-
Если
в Гаване написанием ча-ча-ча занимался оркестр «Америка» в лице Энрике
Хоррина, то в Нью-Йорке — Тито Родригес, на счету которого множеством
мелодий в кубинском стиле.
Теперь вы знаете, что такое ча-ча-ча, его историю и лучшие мелодии в его ритмах. Остается только научиться танцевать самый яркий и запоминающийся кубинский танец. Дерзайте!
Коментарі
Дописати коментар