А. Дворжак опера «Русалка»
А. Дворжак опера «Русалка»
В 21 веке опера Антонина Дворжака «Русалка» переживает поистине второе рождение. Она стала частым гостем не только на фестивальных подмостках, но и в постоянной афише ведущих театров мира. А самые популярные сопрано наших дней в обязательном порядке имеют в своем репертуаре если не всю заглавную партию (непременно на чешском языке), то как минимум ее концертный вариант в виде дивной арии про месяц в далеких небесах.
Краткое содержание оперы Дворжака «Русалка» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.
Действующие лица
|
Голос
|
Описание
|
Принц | тенор | молодой аристократ |
Заморская принцесса | сопрано | гостья |
Русалка | сопрано | жительница лесного озера |
Водяной | бас | её отец |
Ежибаба (Баба Яга) | меццо-сопрано | колдунья |
Краткое содержание «Русалки»
Действие проходит в сказочное время в сказочном месте.
В чаще леса нимфы танцуют у озера, дразня и заигрывая с Водяным. Только Русалка несчастна. Она хотела бы иметь человеческий облик, чтобы завоевать любовь Принца, которого недавно видела на берегу. Водяной предупреждает ее об опасности таких желаний. Русалка обращается за помощью к Ежибабе, та готова выполнить ее просьбу, но Русалка должна согласиться с тем, что в мире людей она станет немой. Может ли влюбленная отказаться от шанса? Когда Принц вновь охотится на озере, он встречает очаровательную немую девушку, которую увозит в свой замок.
Прислуга с недоверием относится к странной невесте Принца. Он влюблен в прекрасную и загадочную девушку, но тоже начинает испытывать тревогу рядом с ней. На свадьбу прибывает гостья, Заморская принцесса. Она завладевает вниманием Принца. Русалка, потрясенная изменой жениха, возвращается к отцу. Но и Заморскую принцессу не радует легкая победа – она презирает предателя, обманувшего собственную невесту. Принц понимает, что потерял единственную любовь.
Русалка становится блуждающим духом, который заманивает людей на смерть в темные воды озера. В поисках встречи приходит Принц. Он целует ее, несмотря на то, что знает – это станет последним мгновением его жизни. Все жертвы оказываются напрасными, но Русалка благодарит Принца за то, что он подарил ей возможность испытать любовь. Человеческая душа, дарованная ей, летит к богу, а сама она возвращается в глубины озера.
Продолжительность спектакля | ||
I Акт | II Акт | III Акт |
50 мин. | 45 мин. | 45 мин. |
Фото
Интересные факты
- Успех «Русалки» так воодушевил Дворжака, что он буквально на следующий день потребовал у Ярослава Квапила новое либретто, непременно с роскошной ролью для Матуровой. Драматург ничего не смог ему предложить. Новая опера маэстро «Армида» вышла в свет только через три года и стала настоящим разочарованием для обожающей «Русалку» публики.
- В Чехии «Русалка» исполняется в полтора раза чаще, чем абсолютный лидер мировой оперы «Травиата» Верди.
- Подготовка к постановке одной из самых лирических опер мира проходила в условиях внутреннего конфликта в Национальном театре со сменой музыкального руководства. Не успокоило волнения и назначение новым главным дирижером Карела Коваржовица, несколько недель работа театра была парализована забастовкой. Коваржовиц не растерялся - распустил старый и собрал новый оркестр. Бастующие артисты хора, увидев столь решительные методы, предпочли покинуть баррикады и вернуться с миром.
- Казалось бы, все злоключения позади, полтора часа до премьеры… Внезапно в театр приносят письмо от Карела Буриана, исполнителя партии Принца. Тенор приносит свои искренние извинения за то, что не сможет в этот вечер быть на сцене. Буриан был известен не только своим великолепным вокалом, но и пристрастием к веселому образу жизни – в тот день, находясь в компании друзей, он просто забыл, что нужно поддерживать форму для вечернего спектакля. К счастью, в театре хорошо знали об этой его особенности и загодя отправили партитуру дублеру, Богумилу Птаку. И все же Птак сильно удивился, увидев на пороге своей квартиры буквально за час до поднятия занавеса делегацию из театра под предводительством самого Дворжака. Никого из них не смутил тот факт, что Богумил не принимал участия в последних репетициях и имел весьма смутное представление о режиссерской концепции – надо было спасать премьеру! Птак не только справился со своей непростой задачей, но еще и настолько блестяще спел партию, что стал одним из главных триумфаторов вечера.
Лучшие номера из оперы «Русалка»
Audio Player
00:00
00:00
«Měsíčku na nebi hlubokém…» («Месяц мой, в дальнем поднебесье…») – ария Русалки (слушать)
«Весь мир тебе не заменит» - ария ВодяногоИстория создания и постановок «Русалки»
Датский остров Борнхольм с его живописными деревушками, большими мшистыми валунами и рыбацкими лодками, качающимися на волнах прохладного моря, кажется, создан быть местом обитания героев старинных мифов и легенд. В 1899 году под его очарование попал чешский поэт Ярослав Квапил. Именно там, на родине Андерсена, его вдохновила история о Русалке. Тема вполне соответствовала духу времени – все мистическое было модно и востребовано в эпоху декаданса. Несмотря на это, вернувшись в Прагу и предложив композиторам только что написанное либретто, он столкнулся с отказами – работу не приняли ни Оскар Небдал, ни Йозеф Богуслав Фёрстер, ни Йозеф Сук. К счастью, либретто попало в руки директора Пражского национального театра Франтишека Шуберта, а через него – к Антонину Дворжаку. Композитор проникся импрессионистской лирикой стихов и достаточно быстро – с апреля по ноябрь 1900 года – написал оперу.
Премьера была дана 31 марта 1901 года в Пражском национальном театре, в заглавной роли выступила Ружена Матурова, известное сопрано, звезда последних опер Дворжака. Маэстро, будучи опытным композитором, предполагал, что новое сочинение завоюет симпатии, аналогично его предыдущей работе «Черт и Кача». Но такого сногсшибательного успеха даже он предвидеть не мог. «Русалка» сделала его самым популярным композитором в Чехии, а затем и самым популярным чехом во всем мире. За первые пять лет опера давалась только в Праге почти восемьсот раз!
Уже через три месяца после премьеры композитору написал Густав Малер, который непременно хотел видеть «Русалку» в Вене. Его желание подкреплялось щедрым гонораром автору, срочно начатым переводом текста на немецкий, роскошным распределением, блистающим именами лучших солистов. Все это вполне соответствовало огромным возможностям Венской оперы. Дворжак же доселе только мечтал о том, чтобы его искусство перешагнуло границы Чехии… Однако по неизвестным причинам он не подписал соглашение, позволяющее Малеру осуществить задуманное. Композитор умер спустя три года, в 1904, так и не увидев свое детище на зарубежной сцене.
Тем не менее слава «Русалки» расходилась по Европе как круги по воде – вначале по близлежащим оперным домам в Любляне, Вене, Загребе, а затем и в театрах Испании, Германии. Под названием «Большая любовь» опера впервые была представлена на русском языке в ленинградском Кировском театре в 1959, тогда же с «Русалкой» познакомился Лондон. В США оперу поставили только в 1975 году.
В 2009 году в Санкт-Петербурге сразу два музыкальных гиганта, Мариинский и Михайловский, показали свои версии оперы. В марте 2019 премьера «Русалки» ожидается в Большом театре.
Музыкальные особенности
«Русалку» исследователи называют как романтической, так и «вагнерианской» оперой, поскольку ее музыка построена на лейтмотивах, имеет сильную симфоническую составляющую и заметную роль оркестра. Композитор использовал изумительные эффекты, позволяющие передать плеск волн, шум ночного леса и даже лунный свет. Музыкальные описания двух миров – человеческого и мистического – принципиально различны. Беззаботные мелодии лесных нимф далеки от эмоциональных диалогов Русалки с Водяным, лирическая нежность, прозрачность тем главной героини противоположны яркой страсти Заморской принцессы. Невозможность объединения двух миров, заложенная в сюжете, многократно усилена партитурой.
По воле либреттиста история бы завершилась смертью неверного возлюбленного, но Дворжаку был необходим просветленный финал, катарсис. Многие концовки серьезных и даже трагических произведений композитора завершаются нотами, дающими надежду. «Русалка» не является исключением.
«Русалка» на видео и в кино
Обе самые известные видеозаписи оперы – из театра Метрополитан опера (Нью-Йорк):
- Постановка Отто Шенка, возобновление 2014 года с Рене Флемминг (Русалка) и Петром Бечалой (Принц).
- Постановка Мери Циммерман 2017 года с Кристиной Ополайс и Брэндоном Йовановичем.
- «Бельканто», 2018
- «Эксперимент «Офис», 2016
- «Охотник», 2011
- «Двухсотлетний человек», 1999
Фантастический успех «Русалки» Антонина Дворжака - очередное доказательство безграничности искусства. Сюжет, сотканный из славянских мифов, музыка, основанная на народных мотивах, вдохновение, полученное от родной земли, несут в себе мощную силу подлинных эмоций, понятную людям, говорящим на любом языке и живущим в любом столетии.
Коментарі
Дописати коментар