Д. Россини опера «Семирамида»
Д. Россини опера «Семирамида»
Произведение, созданное на основе мифологического сюжета о древней ассирийской царице, является знаковым в творчестве Джоаккино Россини. Опера стала весомым вкладом в жанр seria от непревзойдённого в своём мастерстве гения вдохновенных выразительных мелодий. «Последний из классиков», как точно называл себя сам Россини, сумел, со свойственной ему виртуозностью, сделать так, чтобы не общий стиль определял законы жанра, а именно конкретное произведение позволило бы по-новому взглянуть на уходящую эпоху в искусстве. «Семирамида» во многих аспектах стала мистическим Рубиконом: для самого Россини, для его любимой женщины, для культуры барокко в музыке.
Краткое содержание оперы Россини «Семирамида» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.
Действующие лица
|
Голос
|
Описание
|
Семирамида | сопрано | вавилонская правительница |
Азема | сопрано | принцесса, невеста сына Семирамиды Ниния, пропавшего много лет назад |
Арсаче | контральто | славный полководец |
Ассур | бас | принц, потомок божественного рода, приближённый Семирамиды |
Орой | бас | главный священнослужитель |
Идрено | тенор | наместник в Индии |
Краткое содержание «Семирамиды»
Семирамида готовится представить народу своего приемника, однако властная и деспотичная правительница не намерена уступать трон. Властительница намеревается стать законной супругой нового царя, таким образом сохранив влияние в пределах своего огромного царства. К тому же, согласно предсказаниям оракулов, новое замужество принесёт царице долгожданное избавление от душевных мук, которые терзают её совесть после гибели первого мужа, царя Нина. Однако вскоре появляется новое знамение: в храме, во время проведения церемонии жертвоприношения верховному божеству, гаснет огонь, что священнослужители интерпретируют однозначно: нельзя называть имя приемника, пока виновные в гибели царя не понесли наказание.
В Вавилон прибывает Арсаче, он собирается скорее встретиться со своей возлюбленной Аземой, но перед этим выполняет поручение своего отца: передаёт шкатулку жрецу Орою. Тот открывает её и обнаруживает секретные записи, согласно которым, матерью Арсаче является Семирамида. Мальчика в детстве выкрали из дворца, чтобы спасти от гибели во время борьбы за власть. Выясняется, что Нин погиб от рук Ассура, которого Семирамида подговорила отравить царя в обмен на благосклонность и привилегии. Наследный принц воспитывался вдали от царских покоев религиозным наставником, но теперь, когда он вырос и превратился в отважного воина, ничто не мешает ему отомстить. Если мать Арсаче намерен простить и помиловать, то жалеть Ассура поводов нет: предателя и изменника должна настигнуть праведная кара.
Семирамида не подозревает, кем на самом деле ей приходится Арсаче. Она собирается именно его сделать своим законным супругом и новым правителем Вавилона. Царица не замечает, что Арсаче влюблён в Азему, а та отвечает ему взаимностью. Судьба девушки решена: по приказу царицы она должна выйти замуж за Идрено. Азема смиренно и безропотно принимает участь.
Ассур ожидает, что Семирамида приведёт к власти именно его. В личной беседе принц осмеливается намекнуть царице о преступном эпизоде, который прочно связал их в прошлом. Однако Семирамида не собирается менять решение. Ослепленный тщеславием Ассур, поддавшись гневу, клянётся отомстить предавшей его покровительнице.
Арсаче передаёт Семирамиде секретное послание из шкатулки. Царица убита горем и умоляет сына лишить её жизни, отомстить за смерть родного отца. Однако воин проявляет милосердие и уходит, собираясь посетить склеп, где покоится прах отца. Семирамида устремляется за сыном, зная, что в подземелье Арсаче будет поджидать коварный, безжалостный Ассур.
Мистическая гробница отравленного царя стала местом, где одновременно оказались Семирамида, её сын и бывший фаворит. Все трое бродят по мрачным коридорам. Неожиданно Арсаче ощущает движение в темноте и, решив, что это убийца его отца Ассур, с размаху наносит удар мечом. Жертвой оказывается царица. Семирамида падает и медленно умирает. Появившийся жрец сообщает народу, что убитый правитель Нин отомщён. Ассур взят под стражу. Народ приветствует нового властителя Арсаче, наследника, получившего при рождении имя Ниний.
Продолжительность спектакля | |
I Акт | II Акт |
120 мин. | 90 мин. |
Фото
Интересные факты
- Прототипом главной героини в содержании «Семирамиды» является правительница древнего царства Ассирия Шаммурамат. Она известна тем, что возглавила огромную империю, постоянно расширяла её границы за счёт ведения успешных войн, установила единоличную власть над всеми завоёванными и объединёнными областями. Многочисленные мифы, которыми окутана одиозная личность, являют собой различные версии того, как именно женщина пришла к власти, на что осмелилась, чтобы удерживать свой статус в течение 4 десятков лет. В опере Семирамида предстаёт женщиной, совершившей преступление против мужа, но покаявшейся перед сыном и получившей от него прощение. Однако существует и альтернативная интерпретация древних источников: по некоторым из них, Ниний убил мать намеренно, в борьбе за трон.
- Увертюра, вопреки последовательности исполнения, создавалась в последнюю очередь. В ней Россини использовал запоминающиеся мотивы из основных частей. Подобный нюанс повлиял на невозможность в дальнейшем использовать увертюру, даже при внесении изменений, в других сочинениях: слишком узнаваемой она оказалась впоследствии.
- Главная роль изначально предназначалась Изабелле Кольбран, супруге Россини. Премьера была украшена её сольными ариями и дуэтами с её участием. Однако вскоре у певицы начались серьезные проблемы с голосом, постепенно дива перестала выступать, а «Семирамида» превратилась в её лебединую песню на оперной сцене.
- «Семирамида» обнаруживает несколько схожих черт с оперой «Танкред». Общее прослеживается не только в отношении жанровой принадлежности сюжета (обе оперы имеют героико-мифологическую основу), но и в плане обстоятельств премьерных постановок. «Танкред» была так же впервые исполнена в Венеции, на сцене « Ла Фениче», только десятью годами ранее. К тому же, литературная база в обоих случаях, принадлежащая перу французского просветителя Вольтера, была переработана в форму либретто Гаэтано Росси.
- «Семирамида» — одна из последних опер, написанных маэстро на итальянском языке. Последовавший в 1823 году переезд в Париж и необходимость адаптироваться под нравы, интересы и потребности местной публики побудили Россини к созданию опер на французском языке, композитор всерьёз озаботился изучением интонационного строя употребляемых в Париже наречий.
Лучшие номера оперы «Семирамида»
«Eccomi alfine in Babilonia... Ah! Quel giorno ognor rammento» — ария Арсаче из 1-ого действия, где полководец отказывается поддерживать Ассура в придворных интригах.
Audio Player
00:00
00:00
«Eccomi alfine in Babilonia... Ah! Quel giorno ognor rammento» (слушать)
«Bel raggio lusinghier» — ария Семирамиды, 1-ое действие; царица ожидает Арсаче, прогуливаясь в тени своих висячих садов.Audio Player
00:00
00:00
«Bel raggio lusinghier» (слушать)
«Serbami ognor si fido» — ария Семирамиды из 1-ого акта, правительница просит Арсаче всегда оставаться преданным ей и сердцем, и помыслами.Audio Player
00:00
00:00
«Serbami ognor si fido» (слушать)
История создания «Семирамиды»
Одноимённую трагедию, которая легла с основу либретто, Вольтер написал в 1748 г. В литературном труде писатель представил одну из многочисленных версий относительно того, кем в действительности была таинственная царица Ассирии, правившая единолично масштабной империей.
Значительным вкладом композитора в сюжетную канву оперы является музыкальная «прорисовка» ведущей героини. Россини явил Семирамиду истинной женщиной, подверженной сентиментальным порывам и мечтающей, вопреки нависшему над ней воинственному флёру, об искренней любви. Вольтер же, напротив, был сосредоточен на политических акцентах, в частности — на том, чтобы обличить деспотизм и тиранию через образ коварной, бескомпромиссной фурии, не сумевшей в итоге избежать возмездия.
Работа над оперой началась в октябре 1822 года. Именно в этот период Г. Росси начал писать либретто. Через 33 дня Россини, с помощью поэта, смог представить готовый вариант новой оперы для венецианского театра.
В своей новой работе «итальянский Моцарт» обратился к лучшим традициям барокко, с присущим ему мастерством облачил их в сложнейшую партитуру. Вокальные партии оказались наделены нетривиальными пассажами, непростыми переходами, которые стали технически сложной задачей даже для исполнителей, владеющих обширным диапазоном. Партия Арсаче написана для низкого женского голоса (контральто, но доступна и для меццо-сопрано). Россини намеренно запретил артистам импровизировать, требуя строгого следования мелодии в каждой конкретной партии для голоса.
Автор отказался от задачи предъявить финал в мажорных тонах. В «Семирамиде» присутствует множество лирических отступлений, любовных сюжетных линий: взаимоотношения героев тесно переплетены, все персонажи преследуют свои личные цели, основываясь на сердечных привязанностях. Согласно канонам жанра, каждая ситуация должна обрести «лучезарную» развязку, однако Россини отверг подобный исход, сделав выбор в пользу эпической фатальности. Подобная вольность была воспринята благосклонно (тем более, она не вступала в противоречие с исторической легендой). За ней ясно читался острый политический подтекст, актуальный и для итальянского общества первой половины XIX столетия. В финале верховный жрец произносит над телом погибающей царицы инфернальное предречение: все тираны, оказавшиеся на вершине преступным путём, должны жить в страхе и ожидать расплаты за грехи.
«Семирамида» — драма, передающая с помощью музыки и голосов исполнителей весь спектр человеческих страстей на фоне их же не дремлющих пороков. Россини представил богатые по музыкальным средствам выразительности партии для оркестра и хора. Вокальные номера и для современных оперных артистов являются сложным испытанием, где раскрываются грани профессионализма и таланта. Россини написал оперу для театра La Fenice. Премьера состоялась 3 февраля в 1823 году, в дальнейшем, в течение того же сезона оперу давали 28 раз.
Постановки оперы «Семирамида»
В течение XIX века «Семирамида» не раз появлялась в репертуарах ведущих европейских оперных театров. В 1825 году опера была представлена французской публике в Париже, в 1821-ом произведение с успехом было принято в Милане, в 1830-ом — в Вене.
В России «Семирамида» собрала слушателей в 1849 году, постановка прошла в Санкт-Петербурге, ведущая партия была исполнена Джулией Гризи. Именно эта оперная дива солировала в «Семирамиде» продолжительный период, начиная с 30-х годов, когда стало очевидно, что Кольбран более не вернётся в профессию. «Семирамида» была частью программы оперного фестиваля в Цинциннати в 1882 г. Событие не осталось в тени: Аделина Патти исполнила знаменитую арию Семирамиды в качестве своего прощального выступления, объявив предварительно о завершении сценической карьеры.
Своеобразным возрождением «Семирамиды» можно считать постановку, которая свершилась в 1980 г в рамках фестиваля в Экс-Ан-Провансе. Партию вавилонской царицы исполнила неподражаемая Монсеррат Кабалье.
Metropolitan Opera в Нью-Йорке — театр, который не позволил гениальному произведению Россини погрузиться в забвение. На сцене престижной оперной площадки «Семирамида» воплощалась силами выдающихся исполнителей в 1892, 1894, 1895 гг. В актуальное время опера была включена в репертуар сезона, открывшегося в ноябре 2017 года и завершившегося в июне 2018 г.
«Семирамида» стала последней оперой, которую Джоаккино Россини создал в Италии. «Самая красивая, наполненная образами и смыслами, завершённая в наивысшей степени» — так охарактеризовал оперу известный итальянский музыкальный критик Родольфо Челлетти. Произведение приобрело статус символического финального аккорда, ознаменовавшего окончательное и, с лёгкой руки Россини, эффектное завершение эпохи барокко в оперном жанре.
Коментарі
Дописати коментар