Г. Доницетти опера «Дон Паскуале»

Г. Доницетти опера «Дон Паскуале»

Дон Паскуале
Можно ли написать бессмертную оперу примерно за 10 дней? Гаэтано Доницетти доказал, что можно. Сегодня «Дон Паскуале» входит в двадцатку самых популярных итальянских опер и ежегодно исполняется в 150 театрах мира.
Краткое содержание оперы Доницетти «Дон Паскуале» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.




Действующие лица
Голос
Описание
Дон Паскуале бас неженатый старик
Эрнесто тенор племянник, живущий в его доме
Норина сопрано юная вдова, возлюбленная Эрнесто
Доктор Малатеста баритон терапевт и интриган


 

 

Краткое содержание «Дона Паскуале»
опера Дон Паскуале
Действие происходит в начале 19 века в Риме.
Дон Паскуале с нетерпением ждет прихода своего врача, Доктора Малатесты, который обещал найти ему невесту. Обзавестись женой престарелый холостяк задумал для того, чтобы лишить наследства своего племянника – тот ослушался дядю, отказавшись жениться на богатой даме, которую тот для него присмотрел. Эрнесто глубоко расстроен, поскольку при отсутствии денег не сможет связать свою судьбу с той, кого любит, с Нориной.
На помощь приходит Малатеста, он предлагает Норине назваться его сестрой Софронией и заключить с Доном Паскуале фальшивый брак с помощью подставного нотариуса. Норина должна будет сделать жизнь старика невыносимой, излечив его от любовных мечтаний.
Эрнесто готовится уехать в далекое путешествие, чтобы предаться горю от неосуществимости своей мечты быть рядом с любимой. Малатеста приводит Норину-Софронию знакомиться с Доном Паскуале. Старик поражен красотой и тщательно отрепетированной заранее скромностью юной девушки и без колебаний предлагает ей руку и сердце. Поскольку юная особа не возражает, Малатеста тут же приводит нотариуса, который на самом деле является его кузеном Карлито. Внезапно появившийся Эрнесто едва не нарушает спланированный ход событий, но Малатеста успевает ему объяснить, что происходит, и Эрнесто даже соглашается стать свидетелем на этой свадьбе. Нотариус объявляет пару мужем и женой, и немедленно после этого от кротости Софронии не остается и следа. Она дерзит Дону Паскуале, требует нанять новую прислугу и раздает распоряжения о покупке в дом дорогостоящих вещей. Новоиспеченный муж в ужасе от происходящего.

Дни идут, а в дом Дона Паскуале нескончаемым потоком продолжают приходить счета. Норина вновь испытывает терпение мужа, говоря, что собирается посетить театр. Когда он запрещает ей идти, она едко замечает, что возрастному супругу уже пора спать и, уходя, словно случайно, роняет записку, в которой некий кавалер назначает Софронии встречу в саду. У Дона Паскуале возникает план мести, он зовет на помощь Малатесту – больше всего на свете он теперь хочет избавиться от своей супруги. Вот бы женить племянника на Норине, чтобы сохранить хоть какие-то остатки состояния!
Эрнесто и Норина в ночном полумраке объясняются друг другу в любви. Едва молодой человек успевает скрыться, появляется Дон Паскуале в сопровождении доктора. Он начинает искать любовника супруги, зовет Эрнесто и требует, чтобы тот женился на Норине. В конце концов, Малатеста объясняет старику, какую шутку с ним разыграли. Дон Паскуале недолго сердится, а затем прощает и искренне благословляет молодых.


 

 

Продолжительность спектакля
I Акт II Акт III Акт
40 мин. 40 мин. 45 мин.

Фото

Доницетти Дон Паскуале
 опера Дон Паскуале краткое содержание
  Интересные факты
  • «Дона Паскуале» часто называют последней оперой Доницетти. Формально это не так, поскольку в течение последующего года вышли в свет еще три его оперы, и прощальной в карьере композитора стала работа для парижской «Гранд-Опера» «Дон Себастьян Португальский». Однако все заключительные произведения имели успех, лишь отдаленно напоминающий славу лучших творений мастера, и ныне почти не исполняются. Поэтому «Дона Паскуале» можно по праву считать последней великой оперой Доницетти.
  • «Дон Паскуале» - третья по популярности опера Доницетти после «Любовного напитка» и «Лючии ди Ламмермур».
Доницетти опера «Любовный напиток»
  • По традиции, герои оперы-буффа имеют в своей основе персонажей комедии дель арте. Дон Паскуале – это тот же Панталоне, Эрнесто – страдающий от любви Пьеро, Малатеста – интриган Скапен, Норина – хитрая Коломбина.
  • Первый исполнитель роли Малатесты А. Тамбурини так часто выступал в спектаклях вместе с одним из самых знаменитых теноров своего времени, Джованни Рубини, что даже получил прозвище «Баритон Рубини». Первые исполнители партий Эрнесто и Норины, Д. Марио и Д. Гризи, были фактическими супругами. Причем их знакомство случилось во время работы над другой оперой Доницетти, «Лукреция Борджиа».


   

Лучшие арии из оперы «Дон Паскуале»
Audio Player
00:00
00:00

«Quel guardo il cavaliere» - каватина Норины (слушать) Audio Player
00:00
00:00

«Com’e gentil la notte» - серенада Эрнесто (слушать) Audio Player
00:00
00:00

«Bella siccome un angelo» - ария Малатесты (слушать)
История создания и постановок «Дона Паскуале»
Гаэтано Доницетти
Первоосновой либретто этой замечательной оперы стало другое либретто, написанное Анджело Анелли, «Сэр Маркантонио». Доницетти работал над текстом в соавторстве с Джованни Руффини. Последний, однако, отказался ставить свое имя на афише из-за того, что композитор слишком активно вмешивался в процесс создания либретто и, по собственному выражению Руффини, буквально «парализовал» его творческие порывы. Ходят легенды о скорости написания «Дона Паскуале». В различных источниках фигурируют сроки от 8 до 14 дней. Даже для Доницетти, создавшего свои 74 оперы всего за 27 лет, это – очень быстро. Очевидно, что работал композитор с особенным вдохновением.
Одной из причин такого творческого подъема, возможно, послужил великолепный актерский состав, заявленный парижским Театром Итальен еще при первых переговорах с композитором в сентябре 1842 года. На партию Норины была назначена Джулия Гризи, также певшая Эльвиру на премьере «Пуритан» В. Беллини. Ведущее мужское трио состояло из поистине легендарных исполнителей: тенора Джованни Марио (Эрнесто), баритона Антонио Тамбурини (Малатеста), и баса Луиджи Лаблаша, который потрясал искушенную европейскую публику в партии Риккардо из «Пуритан», исполнял песни Ф. Шуберта, написанные лично для него, и был известен как выдающимися вокальными данными, так и объемами своего тела. «Словно огромный жук хочет распахнуть крылья и улететь, но не может» - так описывал его в сцене свадьбы Теофиль Готье, когда полный Дон Паскуале втискивался в свои лучшие одежды, пошитые в давно минувшие дни.

Однако репетиции спектакля проходили достаточно сложно. Первоначально музыкальный материал не вызвал энтузиазма у руководства театра и оркестра. Доницетти был уверен в своём детище, но думал, что постановка обречена. Тем не менее он продолжал работать над спектаклем и на финальную репетицию принес новый номер для тенора, созданный им из ранних набросков, который стал одной из самых узнаваемых мелодий оперы – серенадой Эрнесто.
Премьера прошла с небывалым успехом. Критики отмечали, что «Дон Паскуале» стал самой выдающейся работой, написанной для Театра Итальен. Несколько номеров публика бисировала, певцы и маэстро неоднократно вызывались на поклоны. Спектакль шел беспрерывно почти три месяца. А благодаря венской постановке того же года опера пополнилась новым дуэтом Малатесты и Дона Паскуале «Cheti, cheti, immantinente».
В России «Дон Паскуале» прозвучал 6 февраля 1845 года в исполнении Императорской итальянской оперы, в спектакле принимали участие П. Виардо и А. Тамбурини. Русская труппа впервые исполнила оперу в 1886 году в Москве. Сегодня коронное сочинение Доницетти входит в репертуар Новой сцены Большого театра.

Любовь старика

Композитор и либреттист соединили в этом произведении как элементы традиционной оперы-буффа, так и серьезные, вполне реалистичные сцены. Норина - не просто веселая вдовушка, она согласна пойти на многое ради достижения своей цели – свадьбы с Эрнесто, и порой ее действия стоят на грани оскорбительных и жестоких. А вина несчастного Дона Паскуале оказывается только в том, что он – стар.
Опера знает немало сюжетов о престарелых мужьях и любовниках. Порой они предстают трагическими персонажами, порой – комическими или гротесковыми. Король Марк в «Тристане и Изольде» и Ханс Сакс в «Нюрнбергских мейстерзингерах» Вагнера, Король Филипп II в «Доне Карлосе» Верди – стары, печальны и одиноки. В то время как в операх-буффа от Перголези и Гайдна до «Севильского цирюльника» Россини и «Дона Паскуале» Доницетти старики, объятые страстью, высмеиваются. Право на чувственность имеют только молодые. И когда пожилой человек, вроде Дона Паскуале, влюбляется, он становится объектом издёвок и иронии. Окружающие пытаются «излечить» его от этого чувства, подчас, довольно бесцеремонно. Эти темы вырастают из традиционных представлений о том, что старый, но богатый кавалер имеет больше шансов жениться на молоденькой девушке, чем юный, но бедный возлюбленный. Но на самом деле подобные союзы редко бывают счастливыми.
Доницетти удалось донести реалистичную двойственность ситуации и подлинные человеческие эмоции даже в рамках выбранного жанра. Минорное прощание «Все кончено, Дон Паскуале, не стоит биться головой о стену. Мне в жизни ничего не осталось, кроме как пойти и утопиться» произносится стариком после того, как Норина в сердцах ударяет его. Она сожалеет о содеянном и понимает, что зашла слишком далеко. Но даже счастливый финал не может скрыть того, что дальнейшая участь Дона Паскуале – это одиночество.

Музыка «Дона Паскуале» в кино
Музыка «Дона Паскуале» в кино
Избранные мелодии оперы можно услышать в фильмах:
  • «Ганнибал», телесериал, 2013-2015;
  • «Прощальное послание», 1991;
  • «Дон Жуан», 1970;
  • «Гаярре», 1959.
Феерические постановки «Дона Паскуале» неоднократно экранизировались:
  • Спектакль «Метрополитан-опера» с Джоном Дель Карло (Дон Паскуале), Анной Нетребко (Норина), Мэтью Поленцани (Эрнесто), 2010 год.
  • Спектакль Оперы Цюриха с Руджеро Раймонди, Изабель Рей, Хуаном Диего Флоресом, 2006 год.
  • Спектакль Ла Скала с Ферруччо Фурланетто, Нуччией Фочили, Грегори Кунде, 1994 год.
  • Спектакль «Метрополитан-опера» с Габриэлем Бакье, Беверли Силлс, Альфредо Краусом, 1979 год.
  • Фильм-опера А. Баранникова с Марком Перцовским (поет Георгий Абрамов), Инной Лещинской (поет Галина Сахарова), Алексеем Шейниным (поет Анатолий Орфенов), 1973 год.



«Дон Паскуале» является эталонным произведением жанра опера-буффа и, фактически, последней выдающейся работой в нем. Это великолепный образец комедии, которой подвластно даже столь академичное искусство, как опера, а феноменальный успех этого произведения – достойная дань таланту его создателя, маэстро Доницетти.

Коментарі

Популярні публікації