Г. Доницетти опера «Анна Болейн»
Г. Доницетти опера «Анна Болейн»
К своим тридцати трём годам Гаэтано Доницетти снискал в театрах Италии славу популярного композитора комических опер. Но, повинуясь магии чисел, именно его 33 опера «Анна Болейн», созданная в нетипичном для автора жанре трагедии, принесла ему международную славу.
Краткое содержание оперы Доницетти «Анна Болейн», историю и интересные фактыоб этом произведении читайте на нашей странице.
Действующие лица
|
Голос
|
Описание
|
Анна Болейн | сопрано | супруга короля |
Энрико (Генрих VIII) | бас | король Англии |
Джейн Сеймур | меццо-сопрано | придворная дама и соперница Анны |
Граф Рошфор (Джордж Болейн) | бас | брат Анны |
Риккардо Перси (Генри Перси) | тенор | первый возлюбленный Анны |
Сметон | контральто | влюбленный в Анну музыкант |
Краткое содержание «Анны Болейн»
Виндзор и Лондон, 1536 год.
По Виндзорскому дворцу ходят слухи: король Генрих охладел к своей супруге Анне и проводит время с ее придворной дамой, леди Сеймур. Неужели действующую королеву постигнет участь ее предшественницы, Катерины Арагонской? Настроения окружающих передались и самой королеве – она грустит, а песня о любви напоминает ей о прежнем возлюбленном. Понимая, что ночь на исходе, а Генрих ее так и не посетил, Анна отсылает придворных.
Король приходит к Джейн. Ей кажется, Анна уже что-то подозревает, и она говорит Генриху лишь об одном – отношения между ними невозможны, пока он не поведет ее к алтарю. Объятый страстью, Генрих обещает ей корону. Понимая, какой ценой это может быть получено, Джейн просит, чтобы он не поступал с Анной жестоко.
Во время охоты Граф Рошфор встречает Генри Перси, возвратившегося из ссылки. Перси радостно предвкушает встречу с Анной, которая когда-то была его возлюбленной. Появляется чета монархов, Перси целует руку Генриху, благодаря за милость, но тот говорит, что просила за него Анна. Для нее также эта встреча очень волнительна. Генрих, видя эмоции обоих, приказывает не спускать с них глаз.
Сметон тайно проникает в покои Анны для того, чтобы вернуть похищенный им медальон с ее изображением: он тайно влюблен в свою королеву. Появление Анны с братом заставляет юношу скрыться за портьерой. Рошфор просит сестру встретиться с Перси. Она с опаской соглашается. Перси молит ее о любви, обнажая шпагу и грозя заколоться, когда Анна просит его уйти. Сметон бросается на Перси, желая защитить королеву. Свидетелем этой сцены становится Генрих, который обвиняет жену в измене.
Анна заключена в своих апартаментах. К ней приходит Джейн и умоляет признать вину. Анна не может выбрать позор вместо смерти, она интересуется, кто же ее соперница, проклиная ее будущий брак с Генрихом. Джейн выдает себя. Анна ее прощает.
Сметон на допросе сознается в связи с королевой – ему кажется, что тем самым он спасет ее. Генриху этого достаточно – они не слушает никого, ни доводы Перси и Анны, ни мольбы Джейн. Объявляется приговор – брак короля расторгнут, а все обвиняемые будут казнены.
В камере смертников Рошфору и Перси сообщают о предложении короля оставить их в живых. Оба отказываются. Анну беспокоят видения из ее жизни. К ней приводят брата, Перси и Сметона. Они слышат радостный гул толпы – народ чествует новую королеву Джейн Сеймур. Анна умирает.
Продолжительность спектакля | |
I Акт | II Акт |
80 мин. | 90 мин. |
Фото
Интересные факты
- Для Джудитты Пасты также были написаны героини в операх «Сомнамбула» и «Норма» В.Беллини. Её называют «Марией Каллас 19 века».
- Оперный театр Лисео в Барселоне открылся в 1847 году «Анной Болейн».
- Партию Генриха VIII на премьере исполнял Филиппо Галли – певец уникальной творческой биографии. Первые десять лет своей карьеры он выступал как тенор, затем перенес болезнь, которая изменила его голос, превратив его в бас. Галли стал одним из любимейших басов Д. Россини, который специально для него написал партии в своих операх: «Итальянка в Алжире» (Мустафа), «Турок в Италии» (Селим), «Сорока-воровка» (Фернандо) и других.
- В партии Джейн Сеймур на премьере блистала юная Элиза Орланди, которая всего несколько месяцев тому назад впервые вышла на сцену. Судьба этой талантливой певицы оборвалась несправедливо рано – в 23 года она внезапно скончалась за кулисами оперного театра Ровиго перед тем, как выйти на сцену в роли Адальджизы в «Норме» Беллини.
Три королевы Доницетти
Доницетти не раз обращался к драматическим событиям английской истории. За год до «Анны Болейн» он написал оперу «Елизавета в замке Кенилворт». Второе название оперы – без имени королевы - более соответствует смыслу ее сюжета, в фокусе внимания которого все же судьба других героев. А вот «Марию Стюарт» (1834) и «Роберто Деверё» (1937) вместе с «Анной Болейн» называют «Тремя королевами Доницетти».
В основе либретто «Марии Стюарт» лежит одноименная трагедия Ф. Шиллера про несгибаемую королеву Шотландии, которая бросила вызов королеве Елизавете и поплатилась за это жизнью. Роберто Деверё – имя фаворита Елизаветы, вокруг которого формируется множество любовных переплетений. Но после череды интриг в финале Роберто также расстается со своей головой. В отличие от «Анны Болейн», эта история имела меньше всего отношения к реальным событиям, однако, опера вполне убедительна собственной сюжетной драмой.
Лучшие арии и дуэты оперы:
«Piangete voi?... Аl dolce guidami» - ария Анны Болейн
«Coppia Iniqua» - ария Анны Болейн
«Va', infelice, е teso reca» - дуэт Анны Болейн и Джейн Сеймур
История создания и постановок
Оперу заказал миланский Театр Каркано, стремительно набиравший силу для успешного соперничества с Ла Скала. Либретто поручили известному драматургу Феличе Романи, создателю большинства текстов к операм Винченцо Беллини. Это была первая работа творческого тандема Доницетти - Романи. Забегая вперед, полтора года спустя они создадут бессмертный шедевр, одну из самых популярных опер в мире – «Любовный напиток». Для работы Романи воспользовался несколькими пьесами итальянских и французских авторов об Анне Болейн.
Получив либретто, Доницетти удобно расположился на вилле Джудитты Пасты в живописном местечке Блевио на берегу озера Комо. И за месяц написал двухчастную оперу – композитор всегда работал стремительно, что позволило ему за 50-летнюю жизнь создать более 70 опер. Паста была выдающейся оперной певицей своего времени, стоит ли говорить, что заглавная роль предназначалась именно ей.
Первое представление было дано 26 декабря 1830 года. В этот вечер Доницетти вошел в число лучших композиторов Италии. Перед ним «снял шляпу» даже его учитель. Спектакль посетил и М.И. Глинка, оставшийся в полнейшем восторге и по возвращении из театра проигравший многие запомнившиеся мелодии на фортепиано.
Разумеется, произведением заинтересовалась Англия – шедеврами такого уровня на тему собственной истории королевская опера похвастаться не могла. Уже в июле 1831 года состоялась лондонская премьера. Еще через 8 лет – американская. В Европе опера шла несколько десятилетий, пока не сменилась эпоха. На фоне колоссальных драматических персонажей Верди и, позже, понятных страстей веризма, переживания канувшей в лету королевы в стиле бельканто утратили актуальность.
Опера снова оказалась в центре внимания в середине 20 века. Во многом возрождение истории о королеве Англии состоялось благодаря оперной королеве Марии Каллас. Именно она в 1957 году дала 12 спектаклей в Ла Скала, на одном из которых была сделана аудиозапись. Своим исполнением Каллас доказала, что «Анна Болейн» создана не просто для демонстрации вокальных данных (общее мнение о белькантовых операх), но и содержит глубокий драматический потенциал. В партии Джейн Сеймур в ряде постановок того времени выступала Джульетта Симионато. В дальнейшем Анну Болейн пели оперные дивы – М. Кабалье, Р. Скотто, Б. Силлс, Д. Сазерленд, Э. Груберова, А. Нетребко, С. Радвановски. Для них она стала не только прекрасной ролью, но и поводом принять вызов от автора и соперниц по цеху, ведь Анна Болейн – одна из самых технически сложных партий. Записи оперы с участием многих из них были выпущены на дисках.
«Анна Болейн» на видео
Существует несколько видеозаписей оперы:
- Постановка Канадской оперной кампании, 1984, реж. Л. Мансури, в главных партиях – Д. Сазерленд (Анна Болейн), Дж. Моррис (Генрих VIII), Д. Форс (Джейн Сеймур).
- Постановка Венской оперы, 2011, реж. Э. Дженовезе, в главных партиях – А. Нетребко, И. Д’Арканджело, Э. Гаранча.
- Постановка Метрополитен опера, 2012, реж. Д. МакВикар, в главных партиях – А. Нетребко, И. Абдразаков, Е. Губанова.
- Интересна запись редко исполняемой версии оперы 1840 года, сделанной для Ла Скала: постановка театра Флавия Веспасиана в Риети, 2013, реж. Ч. Скартон, в главных партиях – М. Торбидони, Ф. Бенетти, Л. Полверелли.
Несмотря на сравнительно редкое появление на афишах, «Анна Болейн» надолго не выпадает из мирового репертуара. Её ставят как отдельно, так и в составе «Трилогии королев» Доницетти.
Коментарі
Дописати коментар