В. Беллини опера «Пуритане»
В. Беллини опера «Пуритане»
Своей последней оперой Винченцо Беллини заложил краеугольный камень в основание будущего развития оперного искусства, но построить принципиально новый храм так и не успел. «Пуритане» — окно в будущее. Итальянский композитор создал его с ювелирной точностью, проявив не только музыкальный талант, но и гений предвидения, свойственный исключительно незаурядным творцам, не чуждым экспериментам.
Краткое содержание оперы Беллини «Пуритане» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.
Действующие лица
|
Голос
|
Описание
|
Лорд Уолтон | бас | руководитель пуританской общины |
Эльвира | сопрано | Эльвира — дочь пуританского лидера, обручена с Артуро |
Лорд Артуро Тальбо | тенор | влюблён в Эльвиру, роялист |
Джорджио Уолтон | бас | родной дядя Эльвиры |
Риккардо Форт | баритон | активный член пуританской общины, пользуется доверием лорда Уолтона, влюблён в его дочь |
Генриетта Французская | меццо-сопрано | вдова короля Карла I |
Краткое содержание «Пуритан»
Действие разворачивается в период революции в Англии и относится к 40-м годам XVII столетия. Британское общество разделилось на два противоборствующих лагеря. Роялисты поддерживают правящую королевскую династию Стюартов и её конкретного действующего представителя — монарха Карла I.
В английском городе Плимуте пуритане готовятся одержать победу над роялистами, однако будущий триумф не радует Риккардо. Он сокрушённо делится со своим товарищем Бруно любовными переживаниями. Молодой человек давно и безответно пылает страстью к дочери лорда-предводителя, даже заручился поддержкой и покровительством отца девушки. Однако своенравная особа отдала предпочтение другому, стороннику монархических взглядов. Тот отвечает красавице взаимностью, они готовы пожениться. «Я горю, но это пламя любви, а не славы!» — восклицает отвергнутый пуританин.
Джоржио сообщает своей племяннице, чтобы та готовилась к вступлению в брак. Эльвира пребывает в ужасе, но отчаяние быстро сменяется радостью и восторгом, когда выясняется, кому именно дал благословение её отец. Мужем Эльвиры суждено стать Артуро, тому, кого она давно и беззаветно любит. Могущественный родитель не стал препятствовать выбору дочери.
Артуро пребывает в Плимут, подготовка к свадьбе набирает обороты. В это время лорд Уолтон сообщает, что имеет крайне важное, серьёзное и безотлагательное дело, поэтому не сможет присутствовать на торжественной церемонии. Секретная миссия состоит в том, чтобы доставить опальную супругу короля в Лондон, где бы та смогла предстать перед членами палаты Парламента. Улучив минуту, Артуро знакомится с таинственной женщиной, которую старательно скрывает лорд от посторонних глаз. Роялист узнаёт об участи, которая уготована Генриетте, и обещает жене свергнутого монарха переправить её во Францию, где бы та оказалась в безопасности.
Осуществить план помогает новоявленная невеста. Она отдаёт несчастной женщине свою фату. Укрывшись ею, Генриетта свободно покидает крепость. Артуро сопровождает беглянку, не предупредив о дерзком замысле Эльвиру.
Перед началом церемонии все ожидают жениха. Обнаруживается его отсутствие. Риккардо, старясь скрыть радость, говорит, что будущий супруг сбежал и предал любимую, но Эльвира отказывается верить в подлость избранника. Она погружается в омут отчаяния и, кажется, в скором времени совершенно лишится рассудка.
Парламент приговаривает Артуро к казни за помощь в побеге Генриетты. Весть из столицы передаёт Риккардо. Эльвира перестаёт узнавать родственников и близких, называет дядю именем возлюбленного, обеспокоенные состоянием девушки мужчины стремятся оградить её от всяких новых потрясений. Джорджио, видя, как сходит с ума племянница, предлагает Риккардо спасти девушку, вступиться за преступника и избавить его от законной кары. Риккардо соглашается неохотно, отметив, что если Судьба сведёт его с соперником в битве, он не станет проявлять лояльность и убьёт роялиста, повинуясь долгу.
Через три месяца измученный скитаниями, измождённый Артуро возвращается под стены крепости в Плимуте. Он приходит в рощу, где влюблённые проводили время вместе под сенью деревьев, прислушиваясь к пению птиц и звучащим в унисон собственным сердцам. Воспоминания странника нарушает солдатский отряд, который ищет незваного гостя, чтобы привести в исполнение смертный приговор. Беглецу удаётся спрятаться, но, заметив Эльвиру, он выходит из укрытия. Девушка не может отличить явь от безумного бреда, ей кажется, возлюбленный — часть очередного видения. Только подоспевшие солдаты заставляют её поверить в реальность встречи с любимым мужчиной. Перед тем как быть схваченным, Артуро объясняет, что помогал бежать королеве, а не исчез с любовницей, как подумала оставленная невеста.
Солдаты готовы казнить преступника, и даже сердце Риккардо сжимается, когда он видит, как страдают влюблённые от неотвратимости вечной разлуки. В это время появляется гонец с вестью: пришедший к власти Кромвель даровал помилование всем роялистам. Новость знаменует наступление всеобщей радости и согласия.
Продолжительность спектакля | ||
I Акт | II Акт | III Акт |
75 мин. | 45 мин. | 35 мин. |
Фото
Интересные факты
- Пуритане, носители революционной реформаторской идеологии, долгое время подвергались гонениям со стороны правящих кругов, но сохраняли целостность общины, а также приоритетные взгляды на устройство общества и его взаимодействия с церковью. Сами пуритане исповедовали протестантство и противопоставляли эту христианскую ветвь погрязшему, по их мнению, в расточительстве и помпезности католицизму.
- Главной целью Винченцо Беллини в вопросе определения места для новой постановки было получить предложение от французского Театра итальянской комедии. Автора манила не столько перспектива получения гонорара, сколько возможность пребывать в Париже за чужой счёт. Пожелания композитора были полностью удовлетворены. Заказ на новую оперу от театра поступил зимой 1834 года, когда руководство убедилось, с каким успехом прошли на сцене предыдущее оперы «Пират» и «Капулетти и Монтекки».
- Среди прочего разнообразия литературного материала для либретто Беллини выбрал именно любовную историю, разворачивающуюся во время Английской революции: композитора привлек главный женский образ, Элеонора, способная любить до сумасшествия вопреки предрассудкам, стереотипам и интересам семьи.
- В начале 1834 года маэстро узнал, запланированная премьера оперы «Пуритане» должна быть представлена во Франции в одном сезоне с оперой Гаэтано Доницетти. Известие чрезвычайно расстроило и даже разгневало Винченцо. Он увидел в этом заговор, организованный всемогущим, по его суждению, Россини. Беллини даже опрометчиво выразил мнение, что Джоаккино намеренно стравливает конкурентов в мире музыки, творящих в одно время, в одном жанре и по литературной базе одного автора (Доницетти планировал создать свою выдающуюся в будущем оперу «Лючия ди Ламмермур» по роману В. Скотта «Ламмермурская невеста»).
- Конкуренция между Доницетти и Беллини, остро ощущаемая обоими творцами, крайне обострилась в год подготовки к премьере «Пуритане», однако противостояние завершилось само собой, когда первой на сцене оказалась постановка Винченцо, и она имела огромный успех. Однако Судьба распорядилась так, что Доницетти смог взять реванш. Именно ему был заказан реквием, когда Беллини скоропостижно скончался в сентябре 1835 г.
- Искреннее отношение к опере Беллини выразил словами, обращёнными к Пеполи на стадии написания либретто: «Опера должна заставлять плакать, ужасать и заставлять умирать от услышанного исполнения». Однако на стадии работы самого Беллини ужасали исключительно либеральные склонности поэта. Винченцо даже запретил вставлять в текст слово «свобода», опасаясь, что цензура впоследствии просто не позволит включить «Пуритане» в репертуар итальянского театра.
- Недовольство и тревоги автора насчёт яркого выражения в творчестве политических взглядов своего помощника полностью исчезли, когда Пеполи переслал по почте окончательную версию финального дуэта «Суони ла Тромба», звучащего в концовке второго акта. Музыкальный номер маэстро сам, без опасений и зазрений совести, назвал «Гимном Свободы».
- «Мой дорогой Россини… сейчас любит меня как сына» — такой записью отметил Винченцо успешное окончание периода репетиций. В этот момент композитор не без удовольствия отмечал, что между ним и его кумиром не осталось ни ненависти, ни страха.
- Премьера показала: опера произвела фурор и стала знаковым событием театрального сезона в Париже. С января до его окончания (31 марта) оперу ставили 17 раз, и неизменно действо завершалось громогласной овацией.
- Успех оперы «Пуритане» получил конкретное воплощение. Композитор был удостоен ордена Кавалера Легиона (вручал король Франции Луи-Филипп I) и награды в виде креста ордена Франческо I (из рук третьего короля обеих Сицилий Фердинанда II).
- Несмотря на триумфальный успех и всеобщее признание, гениальный творец столкнулся с личным одиночеством: разделить момент славы было не с кем. Винченцо несколько раз, с февраля по июль, приглашал обожаемого Флоримо в Париж, но тот отвечал молчанием.
- «Пуритане» стала любимой оперой английской королевы Виктории. Именно на этой постановке в зрительском зале была замечена монаршая особа в сопровождении принца Альберта, с которым на тот момент её ещё не связывали узы законного брака.
Лучшие номера из оперы «Пуритане»
«A te, o cara» — ария Артуро, переходящая в ансамбль (с участием других главных героев). Исполняется в 3-ей сцене первого акта, когда роялист оказывается в оружейном зале крепости в Плимуте и откровенно признаётся: «Любовь направляла меня сквозь тайны и слёзы, а теперь привела на вашу сторону!». Вокальное произведение звучит в немецком фильме «Фицкарральдо» 1982 г. В картине, удостоившейся пальмовой ветви на фестивале в Каннах, рассказывается история парня, мечтающего открыть собственный оперный театр.
Audio Player
00:00
00:00
«A te, o cara» (слушать)
«Suoni la tromba»
—дует Риккардо и Джорджио, скрепляющий образовавшуюся между ними
договорённость. Исполняется в финале 2-ого акта. Как и предрекал
вездесущий Россини, значение политического подтекста полностью
нивелировалось мощью и грандиозностью звучания двух басов.Audio Player
00:00
00:00
«Suoni la tromba» (слушать)
«Credeasi, misera»
— ансамбль из третьего акта. Начальная партия принадлежит Артуро,
постепенно проникновенные слова подхватывают все герои, потрясённые
душевной болью влюблённых, которым общество не позволяет быть вместе и
чинит непреодолимые преграды счастью. Оригинал партии Артуро был написан
с учётом охвата высоких нот из третьей октавы. Это подразумевало
переход голоса с тенора на фальцет. В современных постановках партия
часто транспонируется на несколько тонов ниже.Audio Player
00:00
00:00
«Credeasi, misera» (слушать)
История создания «Пуритан»
Либретто написал граф Карло Пеполи. С этим человеком, позиционирующим себя итальянским революционером, Беллини познакомился в салоне. В марте 1834 года композитор находился в поиске идеи для нового творения. Иногда на автора даже накатывало отчаяние: казалось невозможным придумать сюжет, который в равной степени бы нравился создателю и мог быть с лёгкостью адаптирован под интересы современной публики. Встреча с эмигрантом, не чуждым творчеству, даровала долгожданную конкретику.
За основу было взята новелла Вальтера Скотта «Old Mortality», опубликованная в 1816 году. По мотивам исторического романа французы Ж. Ансело и Ж. Сантин в 1833 году написали пьесу «Круглоголовые и кавалеры». На основе литературного первоисточника и адаптированной для сцены версии Пеполи создал либретто. Это была первая работа поэта в подобном жанре.
Спустя месяц после начала работы над созданием либретто, в середине весны 1834 года, Беллини пожаловался близкому другу Флоримо, что чрезвычайно устал, и причиной тому стали творческие изыскания совместно с Пеполи. Композитор сетовал, что поэту не хватает практики в написании слов для арий, а опыт в этом деле приобретает первостепенное значение для будущего успеха. Однако к середине декабря, перед началом генеральных репетиций, мастер располагал «отполированным», по его словам, материалом, который предоставил на суд Д. Россини с ощущением полной удовлетворенности и радости в отношении сочетания текстовой и музыкальной составляющих.
Изначально структура оперы была сформирована из двух актов. Разделить произведение на 3 эпизода посоветовал Джоаккино Россини, с которым Винченцо сумел наладить дружеские взаимоотношения. Беллини не мог проигнорировать рекомендацию человека, которым откровенно восхищался (автора «Севильского цирюльника», по мнению товарищей по консерватории, он «возвёл на пьедестал»).
В первой версии «Гимн Свободы» завершал оперу «Пуритане» и исполнялся в конце второго, финального акта. Россини, повинуясь интуитивному чутью и профессионализму, настоял, чтобы опера была разделена на 3 акта, а провокационный дуэт звучал в завершении второй части. Именно такое оформление, по мнению, маэстро, должно было удержать внимание публики и исключить вероятность запрета постановки в итальянских театрах. Д. Россини оказался полностью прав.
Премьерная постановка в Театре итальянской комедии Парижа датирована 24 января 1835 года. Через семь месяцев Беллини умер от обострения острой формы воспалительного заболевания кишечника.
Опера стала олицетворением всего творчества «мастера меланхолии». На протяжении многих лет он творил в жанре оперы бельканто: «Пуритане» воплотила стремление мастера к мелодичности фраз и чрезмерной драматичности, свойственной кульминационным моментам. Оперу искупали в овациях ещё при жизни композитора. «Французы будто сошли с ума: все восторженно кричали и шумели, словно сами были поражены тем, что произведение настолько их увлекло», — так описывал знаменитый уроженец Катании парижскую премьеру в письме своему другу Франческо Флоримо.
Композитор шлифовал своё творение с апреля 1834 до января 1835 года. Скрупулёзная работа и творческий поиск позволил даровать миру воплощение истинного совершенства, которое переживёт мастера на века и останется в оперном искусстве навечно красноречивой демонстрацией музыкального гения Беллини.
Коментарі
Дописати коментар