А. Рубинштейн опера «Демон»
А. Рубинштейн опера «Демон»
М.Ю. Лермонтов писал поэму «Демон» в течение 10 лет, закончив её буквально за полгода до смерти. Притягательная сила этого произведения оказалась настолько сильна, что А.Г. Рубинштейн создал на его основе полноценную трехактовую оперу всего за 3 месяца.
Краткое содержание оперы Рубинштейна «Демон» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.
Действующие лица |
Голос |
Описание |
Демон |
баритон |
падший ангел |
Князь Гудал |
бас |
грузинский аристократ |
Тамара |
сопрано |
его дочь |
Князь Синодал |
тенор |
её жених |
Ангел |
меццо-сопрано |
небесный посланник |
Краткое содержание «Демона»
Во время бури в горах Кавказа хор злых духов призывает Демона уничтожить красоту божьего мира. Демон говорит о своей ненависти к вселенной и отвергает просьбу Ангела примириться с небесами.
Тамара гуляет на берегу реки. Там её видит Демон и влюбляется. Он обещает девушке, что весь мир будет у её ног, если она разделит его любовь. Тем временем на свадьбу с Тамарой едет князь Синодал, но его путь преграждает оползень. Пока он спит является Демон, предрекая беду. Караван Синодала атакуют татары, поединок завершается смертельным ранением князя. Он просит слугу доставить свое тело невесте.
В замке Гудала уже начались приготовления к свадебному торжеству, но приходит известие о задержке каравана жениха. Тамара чувствует, что Демон где-то рядом. Когда в замок привозят тело Синодала, она продолжает слышать ужасный и одновременно притягивающий голос и хочет найти спасение в монастыре. Демон отправляется за ней и туда, надеясь, что любовь, которая в нем горит, открыла его душу для добра. Ангел пытается ему помешать, но Демон настолько полон решимости, что тот отступает.
Тамара молится в своей келье, но все время обращается мыслями к Демону, которого видит во снах. Внезапно Демон появляется перед ней наяву, умоляя о любви. Она не в силах сопротивляться его чарам. Видя это, Демон целует девушку, но она вырывается из его объятий и падает замертво. Ангел уносит её душу на небеса, а Демон обречен на вечное одиночество.
Продолжительность спектакля | ||
I Акт | II Акт | III Акт |
65 мин. | 45 мин. | 45 мин. |
Фото
Интересные факты
- С. Рахманинов вспоминал один из спектаклей в Большом театре. За пультом стоял А.Г. Рубинштейн, в зале присутствовала знатная московская публика. Во второй картине после поднятия занавеса стало очевидно, что сцена плохо освещена. Рубинштейн остановил оркестр и выразил свое недовольство количеством света. После того как были включены все прожекторы, дирижёр продолжил спектакль.
- А.Г. Рубинштейн написал 13 опер, часть – на немецком языке. Его частой практикой был перевод опер на немецкий и продажа их в театры Германии. Так же он планировал поступить и с «Демоном», если его не примут к постановке в России. Сегодня «Демон» является самой популярной оперой композитора, остальные практически не исполняются.
- И. Мельников и Ф. Комиссаржевский пели вместе и на премьере «Бориса Годунова» М.П. Мусоргского – заглавную партию и Самозванца соответственно.
- Висковатову Рубинштейн заказал еще одно либретто, по гоголевской «Страшной мести». Тот успел создать 3 из 5 действий, но после конфликта с композитором прекратил работу и категорически отказался передавать ему написанное.
- Последние спектакли «Демона» в двух столицах были поставлены драматическими режиссерами – М. Ефремовым в 1999 году в «Новой опере», Г. Тростянецким в 2008 в Музыкальном театре им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко и Л. Додиным в 2003 в Мариинском театре.
Лучшие номера из оперы «Демон»
Audio Player
00:00
00:00
«Не плачь, дитя» - ария Демона (слушать) Audio Player
00:00
00:00
«На воздушном океане» - романс Демона (слушать) Audio Player
00:00
00:00
«Ночь тепла, ночь тиха, не могу я уснуть» - романс Тамары (слушать) История создания и постановок «Демона»
В 1871 году Антон Григорьевич Рубинштейн решил написать оперу на сюжет одного из своих самых любимых произведений – лермонтовского «Демона». Поиски либреттиста привели его к А. Майкову, затем – к Я. Полонскому, но оба они отклонили предложение, однако Майков посоветовал ему известного лермонтоведа, профессора Дерптского университета Павла Александровича Висковатова. Тот согласился, хотя и не без колебаний – необходимость корректировать лермонтовский слог казалась ему едва ли не святотатством. Сложности в сотворчестве выявились сразу – Рубинштейн торопился представить оперу в театр к следующему сезону, то есть менее чем через полгода после начала работы, а Висковатов в таком темпе писать не мог. Одним из его принципиальных условий было то, что он закончит либретто и только после этого передаст его композитору. Но нетерпеливый Рубинштейн едва ли не каждый день начал являться к нему домой, буквально выхватывая текст из-под пера. Дошло до того, что многие сцены он просто написал сам. Затем соавторов разделило и пространство – Висковатов отправился в Берлин, а в работе по переписке нашлось изрядное неудобство. Наконец, 15 августа они встретились. Рубинштейн сыграл третий акт, по которому стало понятно, что он полностью перекроил все либретто, и Висковатову оно теперь показалось нелепым, нелогичным, местами примитивным. Он уговаривал композитора порвать партитуру и все переделать. Но Рубинштейн отказался. Павел Александрович, в свою очередь, отказался подписываться под этой работой и попросил не отдавать либретто в печать без его окончательной визы.
Тем временем наступил сентябрь, и дирекция Императорских театров получила законченного «Демона» на рассмотрение. Первый вердикт по опере – в постановке отказать из-за её антирелигиозного характера. Год спустя, когда Ангела переименовали в Доброго гения и убрали все культовые символы, «Демона» цензура согласовала. Были изданы партитура и либретто, фамилия Висковатова фигурировала на обоих, хотя он так и не получил их на финальную корректуру. Рубинштейн, впрочем, утверждал, что давал распоряжение своему музыкальному издателю Басселю об отправке либретто в Дерпт. По признанию Висковатова, прочитавшего уже напечатанный экземпляр, им написан только первый акт оперы, два остальных составляют хаотичную компиляцию из его текста, оригинальных строк Лермонтова и дополнений самого Рубинштейна.
Наконец, 13 января 1875 года состоялась и премьера. В спектакле участвовали ведущие солисты: Иван Мельников (Демон), Вильгельмина Рааб (Тамара), Федор Комиссаржевский (Синодал). Князя Гудала пел поистине легендарный бас Осип Петров – именно он был первым исполнителем партий Ивана Сусанина в «Жизни за царя», Руслана в «Руслане и Людмиле» Глинки. Несмотря на такой состав, публика новой оперой не слишком впечатлилась, критика же была и вовсе не любезной. Отчасти в их словах было зерно истины, «Демон» хоть и является самой известной оперой Рубинштейна, но в музыкальной части имеет рыхлую партитуру и невыразительную оркестровку. Высмеивались и стихи Висковатова, никто не знал, что к части из них он не имел никакого отношения.
Травля в прессе привела к тому, что либреттист написал Рубинштейну письмо с просьбой публично признать свои правки в либретто. Композитор его проигнорировал, как и еще несколько. Тогда Висковатов выступил в газете «Голос», где подробно описал сложившуюся ситуацию. Рубинштейн напрямую в диалог не вступил, но попросил того же Басселя разместить в «Голосе» опровержение обвинений. Единственное, что удалось сделать Висковатову – это снять свою фамилию с либретто. Однако тем самым он потерял причитающуюся ему часть гонорара, которую выплатил после премьеры «Демона» Мариинский театр – юридически единственным автором, а значит и получателем денег, стал Рубинштейн. Композитор предпочёл оставить всю сумму себе, поскольку ранее либреттист не вернул ему долг. Спустя несколько лет Антон Григорьевич признался, что не стал переделывать оперу прежде всего потому, что она перестала его интересовать. Ему не удалось бы уже написать музыку с прежним вдохновением.
«Демон» обрел второе рождение, когда в заглавной роли предстал П.А. Хохлов, создавший пронзительный, печальный и романтический образ. Ф.И. Шаляпин считал певца своим учителем, поэтому впоследствии эта партия стала ведущей и в его репертуаре. Мариинский театр за всю историю оперы ставил её еще 6 раз, дважды до революции, трижды – в советское время. Последняя постановка состоялась в 2003 году.
«Демон» в кино
В 1960 году вышел фильм-опера «Демон», в котором главные роли сыграли Георг Отс (Демон), Сергей Лемешев (Князь Синодал) и Ольга Кашеварова (Тамара). Лемешеву на момент съемок было 58 лет, Кашеваровой – 55. Фильм снял Виталий Головин, сын известного оперного певца Дмитрия Головина. В 1930-е они жили в одном доме с В.Э. Мейерхольдом и были ложно обвинены в убийстве его жены, З.Н. Райх. Виталий Головин провел в лагерях 8 лет и был реабилитирован в 1953 году. «Демон» стал его первой работой на телевидении.
Других отечественных экранизаций или видеоверсий оперы не было вплоть до 2015 года, когда телеканал «Культура» сделал запись полусценического исполнения «Демона» в московском Концертном зале им П.И. Чайковского, посвященного 140-летию его премьеры. Режиссером выступил Д. Бертман, дирижировал М. Татарников. В главных партиях были заняты: Д. Хворостовский (Демон), А. Григорян (Тамара), И. Морозов (Князь Синодал). Партия Ангела, обычно исполняемая за сценой, здесь обрела зримый образ, в котором к тому же привычное контральто заменил контртенор В. Волков.
Из зарубежных постановок можно отметить спектакль Латвийской национальной оперы (2004), в котором пели С. Изюмов (Демон), К. Ополайс (Тамара), Г. Рунгис (Синодал).
Опера, созданная под влиянием чувства, получилась весьма неравномерной по качеству – рядом с гениальными романсами заглавного героя соседствуют драматически слабые эпизоды и неоправданные музыкальные длинноты. Тем не менее вряд ли найдется российский баритон, ни разу не исполнявший арий Демона – они полны чувством, запоминающимися мелодиями и возможностью продемонстрировать вокальное мастерство.
Коментарі
Дописати коментар