Джузеппе Де Сантис. За итальянский пейзаж
Джузеппе Де Сантис. За итальянский пейзаж
Джузеппе Де Сантис |
Если
не касаться особого характера, отличающего вышеназванные фильмы,
несомненно, что их наибольшее обаяние состоит в тех настроениях, которые
невозможно создать искусственно, которыми мы проникаемся всей душой
именно благодаря необычайной и удивительной природе, предстающей наряду с
действиями персонажей перед нашими глазами. Как иначе понять и
объяснить человека, если оторвать его от всего того, что его окружает в
повседневной жизни, с чем он постоянно связан? Если это стены его дома,
они должны нести очевидные следы его рук, его вкуса, его натуры; если
это улицы города, где он соприкасается с другими людьми, то это должны
быть не случайные столкновения, но такие, в которых выделены особые,
обычно присущие подобным явлениям черты (в этой связи нам особенно
памятны «Улица» Грюне и «Толпа» Видора); это
может быть то боязливое погружение, то слияние человека с окружающей
природой, обладающей над ним такой властью, чтобы создавать его по
своему образу и подобию. Конечно, мы вряд ли добавим что-либо новое
утверждением, что пейзаж — то место, где человек родился и вырос, —
играет свою роль в том, чтобы сделать нас непохожими друг на друга. В
этом знак бо жества, который, к сожалению, так опошлили, что крестьянин
из Сицилии может у нас оказаться точно таким же, как крестьянин из
горных районов Венеции — Джулии.
Кино в
большей степени, чем любое другое искусство, наделено способностью
одновременно воздействовать на все наши чувства, и потому ему должна
быть присуща забота о достоверности событий, среды — одним словом,
факторов, необходимых для изображения всего того мира, в котором живут
люди, пусть даже это достоверность вымысла.
Появление
этой тенденции мы могли бы связать с зарождением в американском кино
вестерна, и, если поначалу она была неосознанной или слишком подчиненной
интересам зрелищности, то впоследствии, у русских, нередко доводилась
до излишней эстетической изощренности.
«Толпа», реж. Кинг Видор |
«Когда я сижу и любуюсь
Бескрайним, далеким простором,
Погруженный в неведомый смертным покой,
Я спасенья ищу в своих мыслях,
И сердце хотя бы на миг
Забывает о страхе».
В
начале разговора о Ренуаре мы упоминали о его отце, не утверждая,
впрочем, что быть сыном большого художника означает унаследовать и самый
его гений. И все же живопись, несомненно, сыграла большую роль в
воспитании этого режиссера, открыв ему глаза на сущность мира, многим
другим неведомую. Неужели же наши режиссеры никогда не замечали, сколь
важно для их ремесла пристальное изучение живописи? И разве не было у
нас живописцев и более великих, чем Ренуар?
А,
может, Италия бедна «пейзажем»? Не эта ли земля, с ее красотами,
вызывает зависть? А что делают наши режиссеры и те, кто выдает себя за
режиссеров, чтобы лучше показать ее? Что толку радоваться тому, что
владеешь прекрасным, если не доказал, что заслуживаешь его и умеешь
любить!
Редкими исключениями, позволявшими говорить о действительно нашем кинематографе, были «Сталь», «1860», «Старая гвардия»,
которые при всем своем несовершенстве, казалось бы, должны были
заложить основу для выражения нашего подлинного духа? Почему это не
имело продолжения? Чья здесь вина?
«Великая иллюзия», реж. Жан Ренуар |
А вспомните тот же пейзаж в фильме Дювивье «Бальная записная книжка». Как он там необязателен и холоден.
И еще
хотелось бы, чтобы у нас исчезла наконец привычка считать
документальную ленту чем-то отдельным от собственно кино. В такой
стране, как наша, только в слиянии этих двух элементов можно будет
обрести формулу подлинно национального кинематографа.
Прекрасное тому доказательство — «Люди на дне».
Пейзаж не будет играть никакой роли, если в нем нет человека, и наоборот.
Перевод Н. Новиковой
Коментарі
Дописати коментар