Артавазд Пелешян: Теория Кино. Дистанционный монтаж
Артавазд Пелешян: Теория Кино. Дистанционный монтаж
Рождение
без родителей. Представьте себе чудовище, которое пожирает то, от чего
само рождается. Или процесс, где одни, умирая, не знают, кого рождают,
другие, рождаясь, не знают, кого убивают.
ДИСТАНЦИОННЫЙ МОНТАЖ, ИЛИ ТЕОРИЯ ДИСТАНЦИИ
Не знаю, точно ли я обозначаю суть этой методики или теории, но данное определение кажется мне сегодня наиболее точным.
Явление,
о котором я хочу говорить, требует изменения не только привычных
представлений, но и способов описания. Здесь задача осложняется именно
тем, что для определения его нам придется пользоваться уже известными
способами описания, соответствующими привычным представлениям.
Как
известно, давным давно, когда человек пожелал быстрее двигаться, он
изобрел колесо. Прошли тысячелетия, и человеку захотелось двигаться еще
быстрее. И тогда выяснилось, что еще и еще быстрее двигаться ему
мешает, как ни странно, не что иное, как именно то же самое колесо. К
чему я все это говорю?
Дело в
том, что многие товарищи, видевшие мои фильмы «Начало» и «Мы», считают,
что в этих фильмах я воскрешаю или повторяю монтажные принципы 20-х
годов, принципы Эйзенштейна и Вертова. Подобные мысли отразились и в
некоторых отзывах советской и зарубежной прессы.
На это
я могу ответить так. Все то, что может помочь мне выразить на экране
мои чувства и мысли, я всегда стремился взять из того лучшего, что
создали не только Эйзенштейн и Вертов, но и все мои прямые и косвенные
педагоги: Герасимов, Ромм, Юткевич, Кристи, Параджанов, Чухрай,
Бергман, Рене, Куросава, Пазолини, Кубрик и другие.
Я не
столько исходил из Вертова и Эйзенштейна, сколько приходил к ним в
результате. Но внутренне я чувствовал, что не повторяю их принципы и не
подражаю им, а стремлюсь сделать что-то свое.
И лишь
постепенно я осознал, чем отличается мой подход к монтажной работе от
того подхода, который определен в монтажных теориях 20-х годов.
Здесь я
не хотел бы вещать банальности, но некоторые общие места потребуются,
поскольку эти отличия, о которых я говорю, уходят настолько глубоко, что
обязательно требуют рассмотрения тех коренных принципов, что легли в
основу монтажных теорий Вертова и Эйзенштейна.
Как
известно, произведение любого вида искусства имеет свою форму. Но законы
строения этой формы и отсюда законы ее восприятия для разных искусств
неодинаковы.
Так,
произведения искусств пространственных (графика, живопись, скульптура,
архитектура) воспринимаются посредством зрения, и их форма может быть в
любое мгновение воспринимаемой целиком. Общие очертания
пространственной формы охватываются, как правило, раньше деталей.
Произведения
других искусств, наоборот, развертываются во времени (литература,
музыка). По этой причине их целое по_ степенно возникает в нашем
сознании из частностей, следующих одна за другой и связываемых воедино
при обязательном участии памяти. Здесь, как мы знаем, общие очертания,
как правило, охватываются после деталей.
Что касается кино, то оно одновременно пользуется возможностями как пространственных, так и временных искусств.
Но не
следует ни в теории, ни в практике путать это сочетание возможностей с
механическим суммированием элементов разных искусств.
Еще в
начале 20-х годов Вертов писал: «Мы не возражаем против подкопа
кинематографии под литературу, под театр, мы вполне сочувствуем
использованию кино для всех отраслей науки, но мы определяем эти
функции кино как побочные, как отходящие от него ответвления. Основное и
самое главное: киноощущение мира». Он призывал кинематографистов в
«чистое поле, в пространство с четырьмя измерениями (З+время), в поиски
своего материала, своего метра и ритма».
Важнейшим
и специфическим для кино орудием пространственно-временной организации
материала стал монтаж. Если для режиссеров и теоретиков раннего
кинематографа монтаж был средством простого изложения событий на
экране, то Эйзенштейн и Вертов раскрыли его возможности как
метода организации видимого мира», его значение как «основного нерва
чисто кинематографической стихии». «Кинематография,— писал
Эйзенштейн,— это прежде всего монтаж».
Развивая
монтажные принципы в звуковом кино, Эйзенштейн считал главным
контрапунктическое взаимодействие изо-бражения и звука. В своих
теоретических трудах он стремился «найти ключ к соизмеримости между
куском музыки и куском изображения». Ту же проблему ставил Вертов:
«Фильм звуковой, а не озвученный немой вариант. Фильм синтетический, а
не звук плюс изображение. Не может быть показан односторонне— только в
изображении или только в звуке. Изображение здесь — лишь одна из граней
многогранного произведения... Рождается третье произведение, которого
нет ни в звуке, ни в изображении, которое существует только в
непрерывном взаимодействии фонограммы и изображения». (Я специ-ально
подчеркиваю эти слова).
Вертов
считал, что подлинно кинематографическое осмысление действительности
может быть достигнуто только на основе документальной фиксации реальных
фактов. Игровое кино он называл «реставрированным театром». Эйзенштейн
оставлял за кинематографом право обращаться к любому материалу,
переводя его «по ту сторону игровой и неигровой».
Фильм
«Мы» задумывался и ставился мною как художественная картина. К
сожалению, «художественными» принято называть такие фильмы, в которых
показаны индивидуальные герои, изображаемые актерами. Однако понятие
художественного фильма гораздо шире и богаче, чем понятие игрового
фильма. Еще Чернышевский указывал, что «прекрасно нарисовать лицо» и
«нарисовать прекрасное лицо»—две совершенно раз-личные вещи. Так что в
оценку художественности изображаемого объекта входят не только «кто»,
«что» и «кого», но и «как».
В моей
картине не видно никакой актерской работы, и в ней не показаны
индивидуальные судьбы людей. Все это — результат сознательной
драматургической и режиссерской установки. Фильм решался на
определенном принципе композиционного построения, на звукозрительном
монтаже, свободном от каких-либо словесных комментариев.
Пересказать
словами содержание таких фильмов почти невозможно. Они — на экране, и
их надо смотреть. Но поскольку форма любого произведения выражает
содержание, и единство между ними всегда обусловливается
последовательностью мировоззрения автора, я здесь попытаюсь изложить те
идеи и "замыслы, которыми руководствовался при постановке этой картины.
Уже в
самом названии фильма «Мы» выражается сознание человека, чувствующего
себя частицей своей нации, своего народа, всего человечества. Я говорю
не только о своем авторском сознании, но и о сознании тех людей,
которым посвящен данный фильм.
Эти люди—мои современники и соотечественники. Я стремился дать обобщенный монтажный образ их бытия на своей земле.
Здесь,
конечно, есть определенные черты сходства с моими предыдущими
работами—фильмами «Земля людей» и «Начало», где я также стремился
объединить изображаемых людей в социальном и политическом обобщении,
сначала на материале одного трудового дня, затем — на материале
революционной истории. Но наряду с этим сходством есть и различия.
Приступая к работе над фильмом «Мы», я поставил перед собой ряд новых задач, определяющих отличительные качества этого фильма.
Если в
«Начале» драматургия строилась на движениях человеческих потоков и
народных масс, то в этой работе я попытался более укрупненно дать и
отдельных людей, приблизиться к их душам. Но в данном случае я не
ставил своей задачей показывать неповторимые индивидуальности. Моя
задача опять состояла в том, чтобы показать через отдельных людей не
только частное, но и общее, чтобы характеристика изображаемых людей
была подчинена познанию типического, чтобы в сознании зрителя
складывался не образ отдельного человека, а образ народа. Я стремился
дать некую кардиограмму народного духа и национального характера.
Историю
народа я решил раскрыть не через показ памятников прошлого, а наблюдая
современность, современных людей. Я стремился опираться на такие
события и ситуации реальной жизни, где наиболее ярко проявляются и
улавливаются исторические традиции, характерные черты облика и
поведения моего народа. Конечно, вся эта национальная конкретность,
переданная в монтажном обобщении, должна была приводить идейное
содержание фильма не к льстивому восхвалению всего родного, не к мыслям о
национальной исключительности, но к истинному патриотическому чувству и
высокому гражданскому звучанию. Я ставил своей задачей раскрыть в
национальных страстях и чаяниях интернациональные, общечеловеческие
ценности, чтобы эти качества изображаемых людей возбуждали в зрителе
представление о неистребимой созидательной воле, заставляли бы
переживать силу и красоту человеческой любви.
Таковы были основные задачи.
В
какой мере удалось их выполнить? Удовлетворен ли я результатами своей
работы? На эти вопросы трудно дать одно, значный ответ. Во-первых, с
момента завершения постановки прошло уже немало времени. Если бы я делал
этот фильм сейчас, я многое делал бы совсем по-другому. Во-вторых,
фильм неоднократно сокращался и подвергался изменениям. Могу сказать,
что в первом варианте мне в основном удалось решить задачи, которые
ставил. Выяснилось, что звукозрительный монтаж, лишенный словесных
комментариев, может с успехом применяться и в фильме большого объема.
В
теперешнем варианте фильма сохранен основной идейный замысел, сохранено
общечеловеческое выражение национальной темы. Однако фильм утратил
многогранность и много-ликость образного воплощения и стал менее
целостным. Уменьшилось образное значение даже тех моментов, которые
лучше всего воспринимаются в нынешнем варианте. Таким образом,
сокращения нанесли ущерб не только форме картины, но и ее содержанию.
Несколько
слов о характере сокращений. Как я уже сказал, фильм должен был
решаться на сочетании укрупненного показа отдельных людей с обобщенным
изображением чувств и состояний массы. Нам удалось снять несколько
реальных фак_ тов, в которых ярко и драматично проявилась созидательная
воля массы. Этот материал занял в фильме очень важное, почти главное
место. К сожалению, этот материал пришлось исключить по серьезным
причинам, которые, однако, не имели отношения к идейно-художественной
оценке. Взамен исключенных эпизодов мы должны были искать другой
материал, выражающий идеи созидания. В фильм были включены, например,
кадры людей, ломающих и обрабатывающих камень. Решение темы получилось
только символическим, а это гораздо слабее, чем было в материале первого
варианта.
В
процессе сокращений я столкнулся с безжалостным законом—любое изменение
нарушает равновесие фильма и влечет за собой ряд других изменений.
Перестроив часть, приходится перестраивать целое.
Когда
был закончен полнометражный вариант, мне пришлось выслушать ряд
критических замечаний и претензий. О некоторых из них я должен сказать,
чтобы объяснить свою позицию. Эта позиция осталась неизменной во всех
вариантах фильма.
Мне,
например, говорили, что для передачи национальной специфики было бы
хорошо дать побольше красочных бытовых деталей. По-видимому, имелись в
виду такие детали, как своеобразное приготовление шашлыка, игра в нарды и
т. д. и т. п. Но при трезвом рассмотрении легко обнаружить, что
подобные экзотические детали не отвечают моей задаче, ибо представляют
собой поверхностное, несущественное проявление национального
своеобразия. Эти экзотические частности не могут быть возведены в ранг
подлинной национальной традиции, которая определяется внутренним
разумом.
Мне
был задан вопрос: почему в фильме не показаны пограничники? На это я
отвечаю: в моем фильме нет погранич ников, нет водопроводчиков, нет
людей многих других важных профессий. Для меня важно показать
человека-созидателя, а не перечислять его профессии.
Меня
упрекали также в том, что я чрезмерно акцентирую напоминание о резне
армян турками. Что на это ответить? Недавно я узнал, что один из членов
жюри фестиваля в Оберхаузене спросил у советских коллег: что за эпизод
истории показан в архивных кадрах фильма «Мы». Ему объяснили, что в
1915 году, когда вся Европа была охвачена войной, в Армении произошла
резня, унесшая полтора-два миллиона человеческих жизней. Он не знал об
этом факте и был поражен цифрой: «Вы не ошиблись? Может быть, двадцать
тысяч? Два миллиона? Но ведь это же половина Освенцима!» Именно так!
Когда я напоминаю об этом, я не стремлюсь направить чувства зрителя на
сам факт. Я здесь стремлюсь подчеркнуть ужас империалистических войн,
заставляющих один народ убивать другой. Архивный материал, вошедший в
фильм, включает в себя и французскую, и немецкую, и английскую хронику
войны. Тем самым я и хочу выразить мысль о недопустимости любой
национальной вражды, любого геноцида. Честь нации — не в избиении
других наций. Это относится ко всем народам. И когда фильм показывает
возвращение армян на родину, то эти кадры говорят о недопустимости
мировых войн, отрывающих людей от их земли, от их сограждан. Эти кадры
говорят об обновлении нации, о становлении современных свойств
национального духа, развившихся в ходе социальных катаклизмов и
революционных процессов двадцатого века.
При
отборе материала для этого фильма главным было не фактическое содержание
кадра, а его образное звучание. Съемки реальных фактов дополнялись
постановочными съемками, так что во все ответственные эпизоды включены
кадры срежиссированной массовки. Это относится и к эпизоду «Великие
похороны», и к финальным эпизодам репатриации.
Для
того, чтобы не нарушить единство фактуры, постановочные кадры
печатались с контратипа. Что касается использования архивных кадров, то
их в фильме не много.
Я уже
сказал, что при отборе материала главным условием было его образное
звучание, его выразительность, способность передавать обобщение. Когда
монтаж был закончен, то оказалось, что в фильме почти отсутствуют
средние планы, и весь фильм держится только на общих и крупных планах.
Это не случайно. Я не отрицаю роль среднего плана и допускаю, что он
может быть очень ценным. Однако в моем фильме, ради точного выражения
идеи я выбирал другое, последовательно отказываясь от средних планов.
Крупный план объекта, как правило, был более выразителен, чем средний
план, где объект окружен бытовыми деталями.
Многие
считают, что крупный план нельзя непосредственно монтировать с общим,
что их можно склеивать только через средний план. Я считаю, что это
миф, выдуманный норматив. Возможности монтажа, по моему убеждению,
бесконечны. Кто может отрицать, что вполне возможно смонтировать
сверхкрупный план человеческого глаза с общим планом Галактики!
Мне
кажется ошибочным и тот взгляд, что крупный план будто бы
предназначается для ближайшего рассмотрения той или иной детали. Функции
крупного плана шире, он способен нести в себе смысловой акцент, он
способен передавать обобщающий образ, который может в итоге вырасти до
бесконечной символики. Эйзенштейн говорил о большой разнице между
понятиями «близко» и «крупно». Словом «близко» определяются физические
условия видения. Словом «крупно» определяется оценка видимого объекта.
«При этом сличении сразу же рельефно выступает главнейшая функция
крупного плана в нашей кинематографии — не только и не столько
показывать и представлять, сколько значить, означать, обозначать».
Одной
из главных проблем в моей работе над фильмом был монтаж изображения и
звука. Я стремился найти их органическое единство, чтобы изображение и
звук одновременно выражали единый образ, единую мысль, единое
эмоциональное ощущение. Чтобы звук был неотрывен от изображения, а
изображение неотрывно от звука! Я исходил и исхожу из того, что
единственным оправданием звука в моих фильмах должна быть его идейная,
образная функция. Даже в элементарных шумах надо находить максимальную
выразительность и для этого, если потребуется, трансформировать их
звучание. По этой же причине в моих фильмах пока отсутствуют синхронный
звук и дикторский комментарий.
Главная
функция выражения мысли тем самым возлагается на монтаж. К сожалению,
многие определяют фильмы такого типа как «монтажные», при этом
автоматически подозревая их в какой-то неполноценности—художественной,
а, может быть, даже и идейной. Но это все равно, что обвинить музыку в
музыкальности, дерево в деревянности, а шутку в несерьезности.
Если
же синхронный звук, соединяясь с изображением, будет способен выполнять
образную функцию, то в этом случае его можно и нужно использовать. То
же самое относится и к диалогу, и к дикторскому тексту — пусть они будут
необходимыми элементами образа.
Я не
представляю себе своих фильмов без музыки. Когда я пишу сценарий, то с
самого начала должен предугадать музыкальный строй фильма, музыкальные
акценты, эмоциональный и ритмический характер той музыки, которая нужна
для каждого куска. Для меня музыка не дополнение к изображению. Для
меня она — прежде всего музыка идеи, выражающая в единстве с
изображением смысл образа. Для меня она также музыка формы. Я хочу
сказать, что форма музыкального звучания в каждый момент зависит от
формы целого, от его композиции, от его длительности. Я уже говорил о
том, что изменение или сокращение какого-либо куска фильма приводило
меня к задаче делать другие изменения, перестраивать целое. На этом
вопросе хочу остановиться подробнее.
Когда я
исключал тот или иной кусок материала, мне приходилось его заменять.
Этого требовали не только тематические соображения. Есть единый закон,
которому подчиняется длительность всего фильма и длительность каждого
его куска. В этом отношении фильм почти подобен музыкальному
произведению. Я заменял исключенный материал другим материалом не
потому, что мне нужно было показать в этом месте определенный факт. Мне
было гораздо важнее не потерять тему, которая должна звучать в данном
месте, в данной протяженности. При исключении куска нарушались
пропорции фильма, нарушалось композиционное время. Чтобы спасти
композиционное время, мне иногда приходилось вставлять в картину
нейтральный материал, хотя в образном отношении он был малоценным. (В
качестве примера могу назвать кадры поломанной автомашины, дымов и
некоторые другие).
Все
это относится и к работе с фонограммой. Здесь законы композиционного
времени действуют так же строго. Для каждого звукового элемента нужно
находить точную «дозу» длительности и силы звучания, устанавливать
точный баланс движения звука.
С того
времени, когда кинематограф стал звуковым, было найдено много различных
определений роли звука в фильме. Звук (включая музыку) может выступать и
как часть сюжетного изображения, и как иллюстрация, и как
аккомпанемент, и как средство создать настроение, и, наконец, как
элемент контрапункта. В своей практике я постепенно стал понимать, что
меня не удовлетворяет ни одно из этих определений, что потенциальные
возможности звука значительно шире и богаче. Я стремился к тому, чтобы
звукозрительное сочетание уподоблялось не физической смеси элементов, а
их химическому соединению. И вдруг я обнаруживаю, что, стремясь
повысить значение и выразительность звука, я монтирую не только
фонограмму, но и изображение, так что нарушаю те каноны и методы
монтажа, которым стремился следовать раньше.
Этому «нарушению» я хотел бы посвятить главное внимание в своей теоретической работе.
Давно
известно одно из принципиальных положений, которые высказывал
Эйзенштейн: один кадр, сталкиваясь в монтаже с другим кадром, рождает
мысль, оценку, вывод. При этом монтажные теории 20-х годов обращают
главное внимание на отношение между соседними кадрами. Эйзенштейн
называл это «монтажным стыком», Вертов—«интервалом».
На
опыте своей работы над картиной "Мы" я убедился, что меня интересует
другое, что главная суть и главный акцент монтажной работы состоит для
меня не в склеивании кадров, а в их расклеивании, не в их «стыковке», а в
их «расстыковке». Оказалось, что самое интересное для меня начинается
не тогда, когда я соединяю два монтажных куска, а когда я их разъединяю
и ставлю между ними третий, пятый, десятый кусок.
Взяв два опорных кадра, несущих важную смысловую нагрузку, я стремлюсь их не сблизить, не столкнуть, а создать между ними дистанцию. Идейный смысл, который я хочу выразить, достигается лучше всего не в стыке двух кадров, а в их взаимодействии через множество звеньев. При этом достигается гораздо более сильное и глубокое выражение смысла, чем при непосредственном склеивании. Повышается диапазон выразительности, и в колоссальной степени вырастает емкость той информации, которую способен нести фильм.
Такой монтаж я и называю дистанционным.
Здесь я
должен пояснить «механику» дистанционного монтажа на материале моих
фильмов. «Механика» эта целиком и полностью определялась одной задачей:
выразить те мысли, которые меня волновали, донести до зрителя ту
философскую позицию, которой я придерживаюсь.
В
фильме «Мы» первый опорный элемент дистанционного монтажа появляется в
самом начале. Фильм начинается с паузы, за которой следует кадр: лицо
девочки. Образное значение этого кадра еще не ясно для зрителя, ему
передается только чувство задумчивости и тревоги. Здесь же включается
музыка, а затем возникает пауза на затемнении. Второй раз лицо девочки
появляется через 500 метров пленки, соединенное с тем же симфоническим
аккордом. В конце фильма, в эпизоде репатриации, третий раз включается
этот опорный элемент монтажа, но только в звуке: симфонический аккорд
повторяется на кадре людей, вышедших на балкон. В таком построении
легче всего увидеть элементарный повтор. Но функция этих монтажных
элементов не сводится к повтору.
Например,
в моей первой картине «Горный патруль», рассказывающей о
самоотверженных людях, повседневно обеспечивающих «зеленую улицу»
поездам в горных ущельях Армении, тоже использован прием повтора
кадров. Фильм начинается и кончается одинаковыми кадрами, изображающими
рабочих-скалолазов, идущих с фонариками на темном фоне неба. Здесь
между этими кадрами также есть расстояние. Но это расстояние (как и
одинаковость кадров) в данном фильме не вызывает «дистанционное»
воздействие, а приводит именно к повтору, к возвращению первоначального
настроения, помогая лирическому завершению фильма.
Такой же прием был применен и в фильме «Земля людей»,
в целом построенном на принципиально ином методе монтажа—на
ассоциативном столкновении кадров, связанных единой темой. Это тема
постоянного открытия красоты мира, совершаемого человеком в его жизни и
труде; она развернута на материале большого города, показанного в ходе
рабочего дня.
Этот
фильм начинается и кончается изображением поворачивающейся скульптуры
Родена «Мыслитель»—скульптуры, знакомой всем и давно ставшей символом
вечной экспрессии человеческой мысли.
Кроме
функции повтора, придающего фильму поэтическую завершенность, здесь
можно — в потенции — обнаружить и функцию дистанционного воздействия. В
конце фильма роде-новский образ приобретает качественно иной смысл, чем в
начале; финальным кадром как бы открывается новый цикл мысли, ждущий
своего продолжения уже за пределами фильма.
Что же
касается фильма «Мы», то повторяющиеся монтажные элементы решительно
выходят за рамки тех функций, в которых они выступали в картинах «Горный
патруль» и «Земля людей». В фильме «Мы» они целиком выполняют задачу
поддержки общей конструкции дистанционного воздействия.
Кадр,
показанный в данном месте, дает свое полное смысловое следствие только
через некоторое время, после чего в сознании зрителя устанавливается
монтажная связь не только между самими повторяющимися элементами, но и
между тем, что их окружает в каждом случае.
Таким
образом, основные опорные элементы дают лишь самое конденсированное
выражение темы, но при этом, связываясь на расстояниях, помогают
смысловому развитию и эволюционированию даже тех кадров и эпизодов, с
которыми они не имели прямой связи.
Каждый
раз эти элементы появляются в разном контексте, в различной смысловой
конкретности. И самое главное — это монтаж контекстов.
Сменяя
контексты, мы достигаем углубления и развития темы. И когда в финале
картины «Мы» снова звучит симфонический аккорд, нам становится ясным
смысл изображения девочки в начале фильма.
В этом
тройном повторе (девочка в начале — девочка в середине— люди на
балконе в финале) мы видим основную опору дистанционного монтажа. Но в
фильме «Мы» есть и другие опорные элементы, данные в изображении и в
звуке. Они появляются один за другим в первой половине фильма.
Перечислю их: это вздохи, звучание хора, крупные планы рук,
изображение гор. Потом эти элементы как бы ответвляются, некоторые
части изображения и фонограммы смещаются на другие доли, размеры,
длительности действия. Частью они перебрасываются в другие эпизоды,
сталкиваясь с другими элементами и ситуациями. Но как только кадр
девочки возникает вторично, все эти разъединенные элементы вновь
перегруппировываются и, как бы получив новое задание, проходят в другой
последовательности, в измененной форме, для выполнения новых функций.
Сначала включается хор, затем вздохи (превратившиеся в крик), после этого — руки и, наконец, опять горы.
Еще
раз подчеркиваю: дистанционный монтаж может строиться и на
изобразительных элементах, и на звуковых, и на любых соединениях
изображения и звука. Организуя свои фильмы именно на таких соединениях
элементов, я стремился к тому, чтобы эти фильмы стали подобиями живого
организма, обладающими системой сложных внутренних связей и
взаимодействий.
Легко
заметить, что в фильме «Мы» наиболее удачны первая и третья части. Они
удачны именно потому, что в них в наибольшей степени сохранено
воздействие дистанционного монтажа. Во второй части, в результате
сокращений и замен, принципы дистанционного монтажа не «срабатывают».
Отсюда слабость второй части, которая становится и слабостью всего
фильма.
На мой
взгляд, это и стало причиной упомянутых замечаний, которые делались не
по тем недостаткам, которые в этом фильме на самом деле есть, а по тем,
которых в нем нет.
Так
что, когда система дистанционного монтажа найдена, то в нее уже
невозможно вносить частные изменения, произвольно исключать тот или
иной элемент. Эту систему нужно или принимать в целом, или отвергать в
целом.
Взаимодействию
элементов на расстоянии, о котором я говорю, могут быть найдены
некоторые аналогии в композиционных формах поэзии и музыки. Но эти
аналогии носят внешний, а главное—описательный характер.
Функциональность здесь настолько принципиально различна, что анализ
таких аналогий требует специального внимания и развернутого, конкретного
разговора.
Остановлюсь
еще на одном существенном свойстве дистанционного монтажа. В системе
дистанционных связей не только модулируется смысловое значение тех или
иных кадров, но и как бы изменяется и требует поправок привычное
обозначение планов («общий», «средний», «крупный»). Например, финальный
«общий» план картины «Мы»—люди, стоящие на балконах большого дома — в
силу дистанционных связей приобретает функцию и звучание одного из самых
«крупных» планов фильма.
То же самое относится к эпизодам «Великие похороны» и «Репатриация», которые берут на себя одиночное значение «крупноплановых», хотя оба эпизода почти целиком состоят из сумм «общих» планов. Как в-идим, дистанционное воздействие здесь заменило значение «крупного» плана «общим», а «общего» плана «крупным». Таким образом, традиционное обозначение планов—«крупный», «средний», «общий»—приобретает характер условности и неустойчивости. Каждый раз действительный «титул крупности» может получить любой из трех, в зависимости от того задания и той нагрузки, которую возложит на него дистанционный метод. В результате, меняя место своего воздействия, дистанционный монтаж может привести как к преобладанию одного, так и к общему их уравновешению.
Самая
главная отличительная особенность дистанционного монтажа состоит в том,
что монтажная связь на расстоянии устанавливается не только между
отдельными элементами, как таковыми (точка с точкой), но, что самое
важное,— между целыми совокупностями элементов (точка с группой, группа
с группой, кадр с эпизодом, эпизод с эпизодом). При этом происходит
взаимодействие между одним процессом и другим, противоположным ему. Это я
условно обозначаю как блочный принцип дистанционного монтажа.
В
фильме «Мы» начальный эпизод «Великие похороны», который построен
разными методами монтажа, в том числе и дистанционным, в своем целом
выполняет новую функцию нового дистанционного воздействия.
Эту «блочную» функцию мы замечаем после того, как в последнюю часть фильма включается эпизод «Репатриация».
Вступая
в дистанционное взаимодействие, эти эпизоды — блоки, с одной стороны,
выявляют конкретность темы, а с другой, придают этой теме характер
незавершенности, когда каждый эпизод заканчивается «в своих местах» с
вопросительным знаком.
Так,
видя на экране эпизод похорон, мы прочитываем в нем автономный смысл
конкретных похорон и воспринимаем образ народа в определенной жизненной
ситуации.
Свой
автономный смысл имеет и финальный эпизод репатриации, где мы видим
конкретный факт возвращения людей на оодину, а одновременно воспринимаем
образ единения людей с природой.
Но в
силу того, что эти два «блока», разделенные известным сюжетным
расстоянием, образовались при помощи одних и тех же тематических
элементов (в одном — крупные планы рук, несущих гроб, и изображение
низвергающихся гор; в другом — руки, сплетающиеся в объятии, и горы,
которые здесь не низвергаются, а вздымаются вверх), то взаимодействие на
расстоянии происходит уже не только между этими элементами, но и — при
помощи их — между целыми блоками-эпизодами.
В итоге мы видим, как эти эпизоды «вырываются» за пределы автономных фактических тем и, в силу такого воздействия блочного монтажа, изменяют свою индивидуальность и образуют новую мысль, одновременно придавая каждому отдельному эпизоду новую окраску, новое осмысление, новое звучание:
в первом случае —«потеря, смерть», во втором —«обретение, жизнь».
Такой метод блочного монтажа применен также в фильме «Обитатели», а еще раньше в фильме «Начало».
В
основу фильма «Обитатели» положена идея гуманного отношения к природе и
животному миру: «Остановись и оглянись, человек, к чему ты пришел?».
Речь идет о наступлении человека на природу и возникающей угрозе
нарушения природной гармонии.
Фильм
«Начало» посвящен великим революционным процессам социального
преобразования мира. Этот фильм основан на сцеплении многих
архивно-исторических кинодокументов. Здесь блочный метод воздействия
использован по иным комбинациям элементов.
Первый
опорный участок монтажа — это группа кадров: взмах руки Ленина,
появление титра «НАЧАЛО» и изображение бегущих людей времен Октябрьской
революции. Второй опорный участок — это финальный эпизод, где вновь
появляется титр «НАЧАЛО», но теперь на фоне множества бегущих людей,
изображение которых взято из современной хроники социальной борьбы в
разных странах мира.
Я не
останавливаюсь специально на других опорных элементах монтажа, как
звуковых, так и изобразительных (музыка, звуки выстрелов, изображение
рук, кадры молотобойцев и т. д.).
Благодаря
взаимодействию на расстоянии этих двух опорных блоков, все отдельные
темы, отдаленные друг от друга, находятся в композиционном соподчинении
разного рода и в то же время слагаются в законченное целое, несущее не
только ощущение глубинных связей прошлого и настоящего, но и идею связи
настоящего и будущего, придавая емкость и много-, плановость движению
основной мысли о диалектической непрерывности и бесконечности
общественного развития.
Таким
образом, разные темы, переброшенные на «разные концы» этих фильмов,
благодаря блочному взаимодействию, становятся противоположными гранями
одного и того же процесса.
Если в
фильме «Начало» я показываю постепенное развитие жизненного процесса
от причин к следствиям, то в фильме Мы» обнаруживается обратный путь: от
следствий к причинам. Сначала я показываю явление, а затем нахожу
истоки этого явления, его историческое объяснение.
Как мы видим, в фильме «Начало» историческое становится современным, а в фильме «Мы» современное становится историческим.
Здесь выясняется еще одна принципиальная возможность, которую дает нам метод дистанционного монтажа.
Как
известно, Эйзенштейн в творческой полемике с Вертовым противопоставлял
вертовскому «киноглазу» свой лозунг «кинокулака», вертовскому
«вижу»—свое «понимаю». Это были два разных подхода, два разных отношения
к идейной и монтажной трактовке исходного киноматериала. «Мысля на
пленке», Вертов не отрывался от непосредственного наблюдения
действительности; формируя снятое в поэтический образ, он сохранял
фактическую первичность жизненного материала. Эйзенштейн сам создавал и
формировал первичный материал своих фильмов, уже на этой стадии мысля
его как «вторую реальность», что и давало ему возможность претворять
историческое в современное, истолковывать современное как
историческое.
Сейчас
уже можно говорить о том, что принципы Вертова и Эйзенштейна не только
противостояли друг другу, но и согласовывались друг с другом. В обоих
случаях речь шла, хотя и по-разному, о системе авторского миропонимания
для измерения и оценки снятого материала.
А опыт
дистанционного монтажа в фильмах «Начало» и «Мы» показывает, в свою
очередь, что задача идейной и смысловой организации и трактовки
исходного материала (первичного или вторичного) требует не только
«КИНОГЛАЗ» и «КИНОКУЛАК»— системы авторского миропонимания для
измерения и оценки снятого материала, но и «КИНОМОГУ»—то есть,
киносистему или кинометод для измерения системы авторского
миропонимания.
Если монтажные связи, рассмотренные с точки зрения «стыка» или «интервала» между «соседними кадрами, можно обозначить так:
— то с точки зрения дистанционного монтажа связи между кадрами (или блоками) выглядят совсем по-другому:
Эта
схема очень сильно упрощает действительную картину, поскольку
дистанционное взаимодействие между кадрами и блоками происходит на
разных расстояниях, через множество промежуточных звеньев, настолько
сложными и извилистыми путями, что невозможно сразу дать проекцию общей
формы их совокупного движения. Да здесь и нет надобности в этом.
Скажу
главное: дистанционный монтаж придает структуре фильма не форму
привычной монтажной «цепи» и даже не форму совокупности различные
«цепей», но создает в итоге круговую или, точнее говоря, шарообразную
вращающуюся конфигурацию.
Опорные
кадры или участки, являясь наиболее «заряженными очагами»
дистанционного монтажа, не только взаимодействуют с другими элементами
по прямой линии, но и выполняют как бы ядерную функцию», поддерживая
векторными линиями двустороннюю связь с любой точкой, с любым участком
фильма. Тем самым они вызывают между всеми соподчиненными звеньями
двустороннюю «цепную реакцию», с одной стороны — нисходящую, с другой —
восходящую.
Опорные
участки, связываясь такими линиями, образуют с двух сторон большие
круги, одновременно увлекая за собой в соответствующее вращение все
остальные элементы. Они вращаются встречными центробежными
направлениями, захваты-ваясь друг в друге и как бы «крошатся», подобно
зубцам плохо расположенных шестерен.
Каждый
раз, в любом месте, в любом отрезке экранного времени они постоянно
меняют свое положение и свое очертание, что и придает воздействию
фильма своеобразный эффект пульсации или дыхания.
При дистанционном методе взаимодействие между всеми монтажными элементами происходит настолько быстро, мгновенно, практически одновременно, что величина скорости находится вне зависимости от величины расстояния между ними.
Если
методика, основанная на стыке рядом стоящих кадров, по существу,
создавала межкадровые расстояния, «интервалы», то дистанционный монтаж,
«стыкуя» кадры через расстояние, настолько , крепко сцепляет их, что,
по существу, упраздняет это расстояние.
Дистанционный монтаж — это не фонд готовых автономных приемов, которые можно применять как угодно.
Это
метод выражения авторской и режиссерской мысли, и применять его можно
только так, как требует каждый раз данная мысль, данный замысел.
Нужно
заранее — исходя из конкретной идейной задачи— определить и знать,
какие элементы могут и должны вступать во взаимодействие на расстоянии,
знать их тематический состав. Нужно заранее программировать все пути их
следования, способы развития, формы и траектории сложного движения,
смену всевозможных углов и координат, которые они создают на каждом
отрезке времени, начиная от точки отправления и кончая точкой прибытия.
Одним
словом, нужно выяснить все с самого начала для того, чтобы полностью
контролировать все процессы и точно обеспечить ход восприятия фильма.
Свойства
и особенности дистанционного монтажа, которые здесь обнаружились,
уходят своими корнями настолько глубоко, что дают основу для нового
объяснения природы кинематографа и законов киноискусства.
Например:
метод дистанционного монтажа основывается не на том «непрерывном
взаимодействии между фонограммой и изображением», как это описывали
Вертов и Эйзенштейн, а на непрерывном взаимодействии между
«диффузионными» процессами, где, с одной стороны, изображение
разлагается фонограммой, а с другой стороны—фонограмма разлагается
изображением.
Отражение этих процессов по некоторым признакам можно найти и на экране, хотя там их трудно уловить.
Но
если внимательно разобраться, то обнаружим, что изображение, идущее на
экране, в силу того, что оно развертывается деталь за деталью, не
охватывается в целом раньше деталей (как это свойственно
пространственным видам искусства), а наоборот, воспринимаясь именно
посредством зрения, приобретает очертания целого постепенно, из
частностей, следующих одна за другой, и связываемых воедино в нашем
сознании при обязательном участии памяти. А это, как мы знаем,
свойственно временным видам искусства.
Получается
как бы видение общих очертаний архитектуры не целиком, а деталь за
деталью, следующими одна за другой и складывающимися в целое не при
помощи зрения только, но главное — при помощи памяти: не в пространстве,
а во времени.
Протекание
во времени придает неустойчивость пространственным формам, а с другой
стороны, пространственная динамика придает неустойчивость временным
формам.
И отсюда на экране оказывается, что «слышу»—это неустойчивое состояние видения, а «вижу»—это неустойчивое состояние слушания.
Таким
образом, подобное состояние разных компонентов фильма, которые, взятые
порознь, находятся не на своих «территориях» и лишены своей
устойчивости, дает дополнительное подтверждение тому, что на экране
происходит не прямое взаимодействие между разными пространственными и
временными компонентами, а именно взаимодействие между
противоположными и неустойчивыми процессами, где, с одной стороны,
функционирует изображение в состоянии превращаемой фонограммы, а с
другой,— функционирует обращенность этого процесса: фонограмма в
состоянии превращаемого изображения.
Поскольку
при дистанционном монтаже элементы пространственных и временных
искусств, хотя и находятся в неустойчивом процессе разложения, но
никогда не сливаются, а держатся неизменно на расстоянии, то можно
заметить, что произведение киноискусства при этом уже не образуется за
счет синтеза пространственных и временных искусств как таковых, а
образуется за счет тех баз, на которых порознь образуются сами эти
искусства, пространственные и временные.
Иными
словами, кинематограф, основанный на методе дистанционного воздействия,
уже не может быть назван синтетическим искусством, так как он уже не
«пьет воды» из литературы, музыки, живописи, а «пьет» из той среды,
откуда «пьют свои воды» литература, музыка, живопись.
Отсюда
вытекает, что рождение киноискусства не следует рассматривать как
синтетическое, механическое или немеханическое слияние разных видов
искусств.
Не оно
рождается от них, а наоборот, они в принципе должны были бы родиться
от него — несмотря на то, что известный нам объективный исторический
процесс привел к тому, что мы имели, видели и знали «рожденных» раньше,
чем «рождающего».
В этом смысле я и приводил старую историю об изобретении колеса.
Заканчивая, в заключение хочу сказать: если Вертов, опираясь на свой метод монтажа, рассматривающий взаимодействие рядом стоящих элементов, приглашал кинематографистов в «чистое поле», к относительности пространства и времени (к теории относительности Альберта Эйнштейна), то дистанционный метод монтажа, опираясь на сложные формы взаимодействия разных процессов на расстоянии, переходит предел, за которым наши представления и наши законы пространства и времени не применимы, предел, за которым одни, рождаясь, не знают, кого убивают, другие, умирая, не знают, кого рождают.
Коментарі
Дописати коментар