Лев Кулешов: Азбука кинорежиссуры
Лев Кулешов: Азбука кинорежиссуры
От автора
В
этой книге объединены изданные ранее в «Библиотеке кинолюбителя»
выпуски «Кадр и монтаж» и «Первые киносъемки». В разделе «Кадр и монтаж»
изложены первые ступени «азбуки кинематографа» — азы освоения
кинематографического искусства. А без знания того, как делать первые
шаги, нельзя научиться ходить и держаться на ногах по-настоящему. Вот
почему, если вы решили посвятить себя (целиком или частично) работе в
кинематографе, необходимо изучать азбуку киноискусства. В разделе
«Первые киносъемки» автор уделяет основное внимание той области, которая
наиболее трудна для освоения кинолюбителями, — области игрового кино Но
соблюдаемые в нем сведения будут полезны и тем, кто занимается съемками
документальных и научно-популярных фильмов. В работе над книгой автору
помогали опытнейшие киноработники и любители съемок на узкой пленке —А.
С. Хохлова в Л. Л Оболенский.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
КАДР И МОНТАЖ
1. ПЕРВЫЕ ШАГИ В КИНОСЪЕМКАХ
Вы
имеете возможность снимать любительской кинокамерой. Это непросто. К
киносъемкам надо тщательно подготовиться. Изучите специальную
литературу, объясняющую устройство и особенности любительского
киносъемочного аппарата, прочтите инструкции, прилагаемые к новым
съемочным камерам. Наша задача — рассказать вам не о технологической
стороне киносъемки, а о творческой: теории и практике построения кадра и
монтажа, что мы и будем с вами делать постепенно.
Начните упражняться
Возьмите
небольшой листок бумаги (лучше черной, но можно и белой) и вырежьте на
этом листке окошечко размером 3 на 4 сантиметра. Вот так, как это
показано на рис. 1. Поднесите эту бумажку к вашему глазу (другой
закройте). Посмотрите через вырезанный квадрат па окружающих вас людей,
предметы, обстановку. Попробуйте бумажку приближать и удалять от глаза, »
окружающее предстанет перед вамп по-разному: «крупно» и «мелко».
Увиденное вами через квадрат на кинематографическом языке называется
«кадром» или «планом» (несколько ниже вы узнаете, что кадр и план
означают не совсем одно и то же). Продолжайте свои упражнения с бумажкой
—так вы научитесь видеть (а потом и «думать») кадрами, то есть так, как
будет снимать ваш киноаппарат (рис. 2—5).
Отношение
сторон немого кинокадра 3X4 (18Х Х24 мм) — «золотое сечение». 13
звуковом кино кинокадр чуть-чуть отличается и имеет отношение сторон
16X22 мм. Это объясняется технологическими причинами, которые нам на
данном этапе не важны. В широком экране отношение сторон кадра
выражается в пределах 1X2,5. В синераме кадр еще более удлинен, а в
циркораме — «круговом кино» — кадр не имеет начала и конца, он весь
вокруг зрителя. Но для нашей работы пока и это не пмеет значения.
Снятая пленка
Положите
перед собой заснятую кинопленку. Вы увидите, что она состоит из
отдельных изображений — клеток или кадров. Метр пленки шириной 35 мм
имеет 52 таких кадрика, метр 16-мм пленки — 131 и метр 8-мм пленки — 262
кадрика. То, что мы видели с вами через вырезанное в бумаге окошечко,
как бы соответствует клетке или кадру заснятой кинопленки.
16 или 24 кадра в секунду
В
профессиональном кино немая картина показывается со скоростью 16 кадров в
секунду, а звуковая — 24 кадра в секунду. С такой же скоростью, или,
как говорят научно, «частотой», производятся и киносъемки. Если мы
снимаем на пленку движение, длящееся одну секунду, то оно будет
выглядеть в виде двадцати четырех неподвижных кадров, показывающих
отдельные фазы движения. 16 и 8-мм пленка большей частью снимается со
скоростью немого кино —16 кадров в секунду. Но это делать не всегда
выгодно, потому что при минимально допустимой скорости движения пленки —
16 кадров в секунду — на экране (при несовершенном проекторе) слегка
заметно мигание. Чтобы от него избавиться, мы рекомендуем и немые съемки
производить со скоростью 24 кадра в секунду, тем более что может
появиться возможность озвучить ваш фильм, и тогда частота в 24 кадра
будет обязательна.
Определение метража
В профессиональном кино (24 кадра в секунду) при грубом подсчете мы можем установить, что для определения метража действия на 35-мм пленке надо время действия разделить пополам. Так, если действие длится 10 секунд, длина пленки, на которой оно заснято, примерно равняется 5 м. Такой подсчет удобен, но при нем неизбежна ошибка в две клетки (кадра) в секунду (практически эта ошибка не имеет значения). Определение метража для любительской 16-мм пленки сложнее. В данном случае метр проходит в кинокамере приблизительно за 5,5 секунды. Следовательно, 10 м проходят за 55 секунд. Можно считать, что 5 секунд киносъемки пли показа на экране равны одному метру, но это весьма приблизительно. При определении метража для 16-мм пленки время действия можно делить на пять. При этом 10 секунд действия равны приблизительно двум метрам, а 40 секунд действия равны приблизительно восьми метрам и т. д. Для 8-мм пленки все показатели по отношению к 16-мм пленке надо делить на два. Лучше всего, в отличие от профессионального кино расчеты для «узкого» кино производить не на метры, а на сантиметры пли секунды. При частоте в 24 кадра 16-мм пленка проходит 18 сантиметров в секунду.
На рис. 6 показаны соотношения метража 16-мм пленки и времени действия в секундах и минутах (для частоты в 16 и 24 кадра). Напоминаем, что на 8-мм пленке обыкновенно снимают с частотой 16 кадров в секунду. Вы должны научиться сразу, «на глаз» определять или количество метров пленки, необходимой для засъемки данного действия, или время действия в секундах (минутах) А по длине пленки сразу определять время заснятого на ней действия. Как вы думаете, сколько времени необходимо показывать на экране, заснятый неподвижный предмет, чтобы зритель его успел увидеть?
Достаточно ли показать это изображение одну-две секунды или необходим более длительный показ (рис. 7) Очевидно, показывать неподвижный предмет ш экране надо столько времени, сколько необходимо для ясного и четкого восприятия изображения зрителем (не одно «мгновение», а полсекунды, одну-две секунды и т. д.). Опыт показал, что молодые начинающие кинорежиссеры и операторы не умеют реально представить себе время и метраж действия и статики на экране. Ошибки начинающих однотипны: начинающие преуменьшают необходимый метраж, думают, что натюрморт можно показать в нескольких клотках-кадрах. Только научившись точно определять время действия и метраж, вы сможете работать дальше.
Определение метража
В профессиональном кино (24 кадра в секунду) при грубом подсчете мы можем установить, что для определения метража действия на 35-мм пленке надо время действия разделить пополам. Так, если действие длится 10 секунд, длина пленки, на которой оно заснято, примерно равняется 5 м. Такой подсчет удобен, но при нем неизбежна ошибка в две клетки (кадра) в секунду (практически эта ошибка не имеет значения). Определение метража для любительской 16-мм пленки сложнее. В данном случае метр проходит в кинокамере приблизительно за 5,5 секунды. Следовательно, 10 м проходят за 55 секунд. Можно считать, что 5 секунд киносъемки пли показа на экране равны одному метру, но это весьма приблизительно. При определении метража для 16-мм пленки время действия можно делить на пять. При этом 10 секунд действия равны приблизительно двум метрам, а 40 секунд действия равны приблизительно восьми метрам и т. д. Для 8-мм пленки все показатели по отношению к 16-мм пленке надо делить на два. Лучше всего, в отличие от профессионального кино расчеты для «узкого» кино производить не на метры, а на сантиметры пли секунды. При частоте в 24 кадра 16-мм пленка проходит 18 сантиметров в секунду.
На рис. 6 показаны соотношения метража 16-мм пленки и времени действия в секундах и минутах (для частоты в 16 и 24 кадра). Напоминаем, что на 8-мм пленке обыкновенно снимают с частотой 16 кадров в секунду. Вы должны научиться сразу, «на глаз» определять или количество метров пленки, необходимой для засъемки данного действия, или время действия в секундах (минутах) А по длине пленки сразу определять время заснятого на ней действия. Как вы думаете, сколько времени необходимо показывать на экране, заснятый неподвижный предмет, чтобы зритель его успел увидеть?
Достаточно ли показать это изображение одну-две секунды или необходим более длительный показ (рис. 7) Очевидно, показывать неподвижный предмет ш экране надо столько времени, сколько необходимо для ясного и четкого восприятия изображения зрителем (не одно «мгновение», а полсекунды, одну-две секунды и т. д.). Опыт показал, что молодые начинающие кинорежиссеры и операторы не умеют реально представить себе время и метраж действия и статики на экране. Ошибки начинающих однотипны: начинающие преуменьшают необходимый метраж, думают, что натюрморт можно показать в нескольких клотках-кадрах. Только научившись точно определять время действия и метраж, вы сможете работать дальше.
Коментарі
Дописати коментар