Любимые фильмы Федерико Феллини
Любимые фильмы Федерико Феллини
В
течение второй половины XX века Федерико Феллини несколько раз
перевернул мировой кинематограф. Сначала он прославился как сценарист,
яркий представитель итальянского неореализма — послевоенного направления
в кино, главными героями которого была городская беднота, а сюжетами —
ничтожно малые события, лишенные почти всякого драматического значения.
Во второй раз Феллини изменил кино уже как режиссер, похоронив
неореализм и став новатором в области киноязыка. «Сладкая жизнь» —
сатира на итальянское общество 50-60-х годов, изложенная в форме
бессюжетной притчи, — вызвала возмущение: режиссера обзывали
«большевиком», плевали ему в лицо, вызывали на дуэль за то, что он
«поливает грязью лучшую часть итальянского общества». Название другой
картины Феллини «8 с половиной» (о режиссере, который никак не может
приступить к съемкам очередного фильма) стало синонимом понятия
«творческий кризис», а сам фильм — вдохновил сотни режиссеров по всему
миру на съемки своих собственных восьми с половиной. Ниже - список
фильмов, которые любил сам Феллини.
1. «Мацист в аду»
Maciste all'inferno, 1925, Италия
Режиссер: Гуидо Бриньоне
В ролях: Бартоломео Пагано, Франц Сала, Люсия Занусси и др.
Жанр: ужасы, фэнтези
«Мое первое воспоминание — фильм «Мацист в аду».
Я смотрел его на руках у отца, стоявшего в невообразимой давке. Пальто
его промокло, так как на улице лил дождь. Зал был переполнен до отказа,
там было накурено. Было жарко, и так сильно пахло средством от мух и
комаров, которое разбрызгивали в зале, что першило в горле и кружилась
голова. В этой одурманивающей атмосфере помню желтоватые изображения с
множеством красивых полных женщин — десятками Сарагин в аду. Я запомнил
какую-то огромную женщину с голым животом, открытым пупом и сверкающими
гневом глазами. Она сделала властный жест рукой, и вокруг Мациста, тоже
полуобнаженного, с голубкой в руках, вспыхнули языки пламени. Его
зрительные образы так глубоко запечатлелись в моей памяти, что я пытался
повторить их во всех своих фильмах».
2. Фильмы братьев Маркс
«Братья Маркс приводили меня в неописуемый восторг. Вот кто были моими духовными отцами».
«Вечер в опере»
A Night at the Opera, 1935, США
В ролях: Граучо Маркс, Чико Маркс, Харпо Маркс, Китти Карлайл и др.
Жанр: мюзикл, комедия
В ролях: Граучо Маркс, Чико Маркс, Харпо Маркс, Зеппо Маркс и др.
Жанр: комедия
3. Фильмы с Фредом Астером и Джинджер Роджерс
«Они
воплощали для итальянской аудитории весь блеск американского
кинематографа. Благодаря им мы верили, что существует жизнь, исполненная
радости и света».
«Цилиндр»
Top Hat, 1935, США
Top Hat, 1935, США
Режиссер: Марк Сэндрич
В ролях: Фред Астер, Джинджер Роджерс, Эдвард Эверетт, Хортон Эрик Родс и др.
Жанр: мюзикл, комедия, мелодрама
4. «Огни большого города»
City lights, 1931, США
Режиссер: Чарльз Чаплин
В ролях: Чарльз Чаплин, Вирджиния Черрилл, Флоренс Ли, Гарри Майерс и др.
Жанр: драма, мелодрама, комедия
«Фильм растрогал меня до слёз. Фильм прекрасный, грустный и смиренный, как надгробия на генуэзском кладбище Стальено».
5. «Брат дьявола»
The Devil's Brother, 1933, США
Режиссер: Хэл Роач
В ролях: Деннис Кинг, Тельма Тодд, Джеймс Финлейсон, Люсиль Браун и др.
Жанр: мюзикл, комедия
«Не
без стыда должен признаться, что так и не удосужился посмотреть
классиков кино, фильмы Эйзенштейна, Дрейера, Мурнау, Пудовкина, но что
касается классиков литературы и знаменитых современных писателей, то я
никогда и не пытался их прочесть. В моей киноэрудиции, да и в моем
образовании в целом, уйма прорех и пробелов, да и вкус у меня
причудливый и эклектичный. Я смотрел то, что показывали вокруг, и
перечень моих любимых имен достаточно произволен: это имена тех людей,
которые доставляли мне удовольствие. Я, например, хорошо знаком с
картинами Хэла Роуча. Вот почему многие отказываются считать меня
интеллектуалом. В принципе я с ними согласен — не по этой причине, но по
многим другим».
6. «Осведомитель»
The Informer, 1935, США
Режиссер: Джон Форд
В ролях: Виктор МакЛаглен, Хэзер Эйнджел, Престон Фостер, Марго Грэхам и др.
Жанр: драма
«Этот
фильм взволновал меня так сильно, что я не могу его забыть, меня до сих
пор продолжает преследовать музыка из этого фильма, это кино в чистом
виде, грубоватое, бессознательное; мне нравится его сила, его безоружная
простота, свободная от бесплодного и путаного культурологического
мудрствования. Джон Форд это человек, любивший кино, живший ради кино и
превративший кино в сказку, интересную для всех, но прежде всего в
сказку, которой жил он сам».
7. Фильмы Акиры Куросавы
«Есть
немало киномастеров, кому я многим обязан если не как режиссер, то как
благодарный зритель. Когда я смотрю его «Расёмон» или «Семь самураев», я
чувствую себя вновь мальчишкой, я полон безоговорочного восхищения. Ко мне возвращается утраченная невинность».
«Расёмон»
Rashômon, 1950, Япония
Rashômon, 1950, Япония
Режиссер: Акира Куросава
В ролях: Тосиро Мифунэ, Матико Кё, Масаюки Мори, Такаси Симура и др.
Жанр: драма, криминал, детектив
Режиссер: Акира Куросава
В ролях: Тосиро Мифунэ, Такаси Симура, Кэйко Цусима, Юкико Шимазаки и др.
Жанр: драма, приключения
8. Фильмы Ингмара Бергмана
«Я
воспринимаю как произведения, очень близкие моему темпераменту; я…
ощущаю в его фильмах атмосферу братского соучастия. Он иллюзионист,
наполовину колдун и наполовину утешитель; в нем мне нравится также то,
что он создает зрелище из ничего… он именно большой мастер
киноискусства».
Режиссер: Ингмар Бергман
В ролях: Виктор Шёстрём, Биби Андерссон, Ингрид Тулин, Гуннар Бьёрнстранд и др.
Жанр: драма
Режиссер: Ингмар Бергман
В ролях: Харриет Андерссон, Ларс Экборг, Дагмар Эббесен, Аке Фриделль и др.
Жанр: драма
9. «Птицы»
The Birds, 1963, США
Режиссер: Альфред Хичкок
В ролях: Род Тейлор, Джессика Тэнди, Сюзанн Плешетт, Типпи Хедрен и др.
Жанр: ужасы, триллер
«Мне очень понравился фильм «Птицы».
Я со всеми спорил и ссорился, защищая его. Это совершенный фильм,
четкий, как миниатюра: спокойствие, добропорядочность этой пары, словно
сошедшей с рекламы холодильника. Всю первую часть фильма я считаю
гениальной находкой».
10. Фильмы о Джеймсе Бонде
«Если
быть искренним до конца, то должен сказать, что мне нравятся также
некоторые фильмы с агентом 007. За лакированной поверхностью, за
блестящей чередой авантюрных событий ощщаешь тревожный шелест ужасного,
исполненного отчаяния мира хищников ― мира, в котором мы живем,
захватывающего и страшного, как эти фильмы, которым часто удается
передать ― в рамках чисто условной формы ― послание, возможно, неполное,
искаженное, безумное, человека сегодняшнего дня».
«Доктор Ноу»
Dr. No, 1962, Великобритания
Режиссер: Теренс Янг
В ролях: Шон Коннери, Урсула Андресс, Джозеф Уайзмен, Джек Лорд и др.
Жанр: боевик, триллер, приключения
11. «Пайза»
Paisa, 1946, Италия
Режиссер: Роберто Росселлини
В ролях: Кармела Сасио, Роберт Ван Лон, Бенжамин Эмануэл, Рэймонд Кэмпбелл и др.
Жанр: драма, военный
«Я считаю, что «Пайза»
— один из лучших фильмов, созданных за всю историю кино. Он эпичен как
гомеровская поэма, торжественен, как григорианское пение, и разделен на
шесть новелл, в которых автор в сильнодействующей, волнующей манере
повествует об Италии последнего периода войны, приходящей в себя от
перенесенных ужасов».
12. «Космическая Одиссея 2001 года»
2001: A Space Odyssey, 1968, США, Великобритания
Режиссер: Стэнли Кубрик
В ролях: Кейр Дуллеа, Гэри Локвуд, Уильям Сильвестр, Дэниэл Риктер и др.
Жанр: драма, фантастика
«Кубрик,
на мой взгляд, великий режиссер, очень честный и обладающий
индивидуальностью визионера. Он обладает великим талантом фантазировать,
пользуясь способностью переводить в многозначные образы все то, что ему
поставляет его необычайное воображение. Кроме того, он обладает даром,
которому я завидую. Это способность смело касаться самых различных тем,
никогда не отождествляясь с одним каким-то видением мира или одним
способом самовыражения и всегда оставаясь свободными в своей
стилистике. Гибель Хэла в „Космической одиссее 2001 года“ — до чего она
печальна!»
13. «Франкенштейн»
Frankenstein, 1931, США
Режиссер: Джеймс Уэйл
В ролях: Колин Клайв, Мэй Кларк, Джон Боулс, Борис Карлофф и др.
Жанр: ужасы, фантастика
«Мой
первый опыт «синефилии» приходится на то время, когда я был ребенком. В
те дни мы не знали имен режиссеров, операторов и т. д. Мы верили, что в
кино все делают актеры, что они и есть «кино».
14. «Скромное обаяние буржуазии»
The Discreet Charm of the Bourgeoisie, 1972, Франция, Испания, Италия
Режиссер: Луис Буньюэль
В ролях: Фернандо Рей, Поль Франкёр, Дельфина Сейриг, Бюль Ожье и др.
Жанр: фэнтези, драма, комедия
«Я смотрел всего один фильм Бунюэля, и он меня восхитил, вселил в меня желание увидеть все остальные. Это «Скромное обаяние буржуазии».
Какой великий и замечательный фильм! Он самый загадочный, полновесный и
значительный из фильмов Бунюэля, гениального режиссера. Я бы сказал,
что Бунюэль — самый значительный из всех остальных, потому что он
осуществляет операцию, на которую способен только он: он заставляет
кинематограф говорить на языке, который ему наиболее свойствен,
естествен, который имеет наибольшее значение, — на языке мечты. В своих
фильмах Бюнюэль мечтает за всех нас, зрителей».
15. «Тото и Пеппино разделены в Берлине»
Toto e Peppino divisi a Berlino, 1964, Италия
Режиссер: Джорджо Бьянчи
В ролях: Тото, Пеппино Де Филиппо, Надя Сандерс, Луиджи Павезе и др.
Жанр: комедия
«Как
и все великие клоуны, Тото был воплощением абсолютного протеста, но
больше всего трогало и даже утешало, что в нем сразу же можно было
узнать... итальянские характеры: наш голод, нашу нищету, невежество,
мелкобуржуазный куалюнкуизм, смирение, недоверчивость, трусоватость
Пульчинеллы. Тото с каким-то светлым и радостным изяществом воплощал
извечную диалектическую связь между унижением и его неприятием».
16. «Месье Верду»
Monsieur Verdoux, 1947, США
Режиссер: Чарльз Чаплин
В ролях: Чарльз Чаплин, Мэди Коррелл, Эллисон Роддан, Роберт Льюис и др.
Жанр: драма, комедия
«Мне очень понравился «Месье Верду»,
которого я считаю лучшим чаплиновским фильмом, быть может, лучшим
фильмом из всех, что я когда-либо видел. В период общего расслабления,
ложного спокойствия он создал фильм, проникнутый отчаянием и чуть ли не
пророческой интуицией».
Коментарі
Дописати коментар