Пьер Паоло Пазолини. Заметки о «Ночах» Феллини
Пьер Паоло Пазолини. Заметки о «Ночах» Феллини
Я
всегда буду помнить то утро, когда познакомился с Феллини, — то
«сказочное» утро, как сказал бы он сам в соответствии со своей обычной
манерой выражаться.
Мы
выехали на его машине — громоздкой, но с мягким, плавным ходом,
сумасшедшей, но очень точной (как он сам), с Пьяцца дель Пополо и,
миновав улицу за улицей, очутились за городом. По какой автостраде мы
ехали? По Фламиниевой дороге, по Аврелиевой, по Кассиевой? Единственное
что было материально и в чем я уверен, — это что мы действительно
выехали за город: асфальтированное шоссе, бензозаправочные колонки,
разбросанные там и здесь крестьянские домики, изредка показывающиеся
навстречу мальчишки деревенского вида на велосипедах, и вокруг,
насколько хватало глаз, широкий зеленый простор полей, залитых лучами
еще холодного солнца. Феллини вел машину одной рукой, а другой то и дело
показывал на пейзаж, постоянно рискуя задавить деревенских детишек или
свалиться в канаву, но вместе с тем словно демонстрируя, что это
невозможно. Машину он вел магически, словно тянул ее за ниточку и
приподнимал на воздух... Итак, увозя меня в бескрайние поля, в окружении
такой мягкой в это время года природы Феллини рассказывал мне сюжет
«Ночей Кабирии»...
Я
тогда еще не понимал Феллини: я думал, что разгадал, в чем его слабость;
однако именно это потом оказалось его огромным и главным
достоинством...
Слушая
его рассказ о «Ночах», я боялся диспропорции между
конкретно-чувственным тоном, средой и реалистическим вкусом
произведения, с одной стороны, и вымыслом почти сюрреалистического
характера, хотя и сдобренным юмором, — с. другой. Именно это мое
опасение я и высказал ему в следующий вечер, все так же в чреве его
автомобиля, который, весь ярко освещенный, остановился на каком-то
странном бульваре — там, где мы надеялись отыскать следы знаменитой
проститутки по прозвищу Бомба, цели наших поисков.
Феллини рассеянно слушал, удобно устроившись на красном сиденье машины...
В
сценарии, который я прочел, я чувствовал опасность той самой ошибки,
которая все же наличествует даже в таком шедевре, как «Дорога»:
сосуществование «реальной» действительности, показываемой с любовью и
полнотой (мир апеннинских предгорий, с его пейзажами и персонажами,
солнцем и снегом, крестьянами и проститутками — короче говоря, обычный
мир, такой, как он есть) и «стилизованной» действительности (образ и
поведение Джельсомины и отчасти Матто), то есть сосуществование чистой
творческой фантазии и некой стилистической заданности; поэзии и поэтики.
Задача состояла в том, чтобы органически слить все это воедино; немного
приподнять до уровня Кабирии окружающую среду и довольно намного
снизить до уровня среды образ Кабирии. Эту операцию, как я полагал,
Феллини сможет осуществить рациональным путем критического анализа и
даже... исторического подхода. В действительности же Феллини, хотя и
внимательно внимал моим словам, наверное, слушал меня так, как терпеливо
слушают сумасшедших. Он, разумеется, со мной соглашался и делал вид,
что полностью понимает значение излагаемой мной эстетической задачи...
Однако
ведь Феллини не является сознательным обновителем неореализма как
культурного и исторического явления. Его новаторство носит тем более
яростный и взрыв чатый характер, чем менее оно осознанно и
целенаправленно.
Феллини
включился в дело неореалистического обновления через техническую работу
в качестве «ученика», и поэтому он с головой погружен в работу, он
словно ослеплен слишком ярким светом юпитеров. Выполняя определенные
функции, Феллини — уже из-за одного этого был не в состоянии, а поэтому и
не желал окинуть взглядом весь горизонт новой, развивающейся культуры.
Элементы эволюции его творчества упали ему с неба — они складывались у
него в душе. О том, что существует конкретная, реальная
действительность, и о том, что называется реализмом, Феллини узнавал
непосредственно в процессе работы, не задаваясь вопросом, что это такое.
Возможно, Росселлини оказал на него влияние в том смысле, что любовь к
реальной действительности у них обоих сильнее самой этой
действительности. Их зрительно-познавательный аппарат гипертрофирован,
он чудовищно расширился из-за перегрузки, стремясь все увидеть и
познать. Реальный мир фильмов Росселлини и Феллини искажен из-за
чрезмерной любви их к реальности. Как один, так и другой вкладывают
столь интенсивное чувство любви к миру, пойманному в объектив — этот
глаз съемочной камеры в тысячу раз более жестокий и одержимый, чем
человеческий, — что часто поистине магически создают ощущение
трехмерности пространства (вспомните сцену, в которой маменькины сынки
возвращаются ночью домой, гоня перед собой, как футбольный мяч, пустую
консервную банку); кажется, что запечатлен на пленке даже сам воздух.
Неореализм
— продукт реакции демократической культуры на духовный застой в период
фашизма; в литературном смысле эта реакция заключается в том, что
декадентский, безжизненный классицизм, диктуемый «сверху» и требующий
полного «стилистического подчинения» некому «высшему» стилю (в котором
если и содержался в какой-то мере реализм, то реализм искусственный и
расплывчатый), сменился стремлением передать действительность
полнокровно документальными методами, на уровне самой изображаемой
действительности, посредством процесса подражания подлинной жизни,
результатом чего явилось возрождение внутреннего монолога, разговорной
речи и пестроты стиля с преобладанием «низкого» (или диалектального)
стиля. В основе этого литературного обновления лежало обновление
политическое, и марксисты — а также и те, кто участвовал вместе с ними в
дискуссии, — шли в его авангарде.
Первым
результатом этого обновления было появление вновь той Италии, которая
исчезла и которой в течение двадцати лет не было видно, — Италии
повседневной и простой, диалектальной и мелкобуржуазной.
Ранее
всех показало эту Италию кино, ибо оно обладает всеми необходимыми
качествами, способными удовлетворить стремление к тому раскрытию
реальной действительности, о котором мы говорили; нет ничего более
жизненного, гибкого, точно воспроизводящего, непосредственного,
конкретного и очевидного, чем кинематографический кадр. «Рим — открытый
город» уже содержал в себе все то, что ученые и эстеты постепенно
открыли, теоретически обосновали и чего они требовали в течение десяти
последующих лет своих исследований...
Не
надо обольщаться: неореализм не был возрождением, он был лишь
животворным кризисом, быть может на первых порах излишне оптимистическим
и восторженным. Художественное творчество обогатило мысль, обновление
формы обогнало дело перестройки всей культуры. Ныне неожиданное увядание
неореализма является неминуемой судьбой импровизированной, хотя и
необходимой надстройки; это расплата за отсутствие зрелой теоретической
мысли, за неосуществленную перестройку культуры.
Феллини
в настоящий момент играет чудодейственную роль — он спасает неореализм
именно благодаря его порокам; он оживляет его загнивающие формы; делает
привлекательными его застывшие стилистические схемы. Сознательно
обновить неореализм, определив условия, необходимые для его оживления,
установив то, что в нем устарело, его ошибки, в настоящее время,
вероятно, невозможно именно из-за отсутствия параллельно развивающейся
теоретической мысли и культуры, а главное, из-за политического застоя в
результате возродившейся национальной риторики, а также настроений
разочарования, сменивших энтузиазм, в лагере марксистской оппозиции.
Феллини,
как мы уже говорили, не является сознательным обновителем
стилистических форм; его стилистическая манера не укладывается ни в
какие рамки, она поистине чрезмерна, чудовищна, но уходит корнями в его
внутренний мир, его технику и полностью им соответствует. От неореализма
он взял все вместе: и достоинства и недостатки, его свежесть и
дряхлость, его очарование и весь его хлам — и сумел заставить все это
вспыхнуть ярким светом благодаря своей любви к действительности, любви
не только дореалистической, но поистине доисторической.
Но что
представляет собой для Феллини эта реальная действительность? Это, я
сказал бы, композиция, выдержанная в чарующих и патетических тонах,
состоящая из тысячи отдельных деталей реальной действительности: картин
природы, ныне уже отживших проявлений определенного уклада жизни,
социальных отношений, — но все это в их крайней и непосредственной форме
в целях достижения максимальной актуальности, приближенности и
очевидности. Это скорее различные формы и стороны надстроечных
институтов и нравов, нежели общественного базиса, строя и истории.
И
действительно, такая социальная действительность (маменькины сынки,
мошенники), которую режиссер любит неосознанно и слепо, постоянно
вызывает возражения с точки зрения ее рациональности, ее типичности. В
ней преобладает совершенно необычные, исключительные и побочные
персонажи: маленькие, бесполезные и забытые существа, которые являются
ярыми носителями иррациональности, пусть даже в яростно правдоподобном и
вероятном окружающем их мире.
Чтобы
лучше понять и прочувствовать все это, надо проникнуть в творческую
лабораторию Феллини: в данном случае это маленькая комнатка на студии
СПЕС или в другом месте, где имеется мовиола. Надо увидеть куски пленки
со сценами, такими, как им они были отсняты, в их «чистом» виде, еще до
склейки и монтажа, прежде чем они будут синтезированы, — это чистые,
простые и ясные «периоды» и «фразы».
Каждая
сцена Феллини в только что отснятом виде построена по одной и той же
формальной схеме: 1) лаконичный кадр с длинным планом какого-нибудь
помещения, которое всегда будет более или менее деформированным по
сравнению с аналогичным обычным помещением — будь то в карикатурном или
трагическом смысле; оно оказывает эмоциональное воздействие также
благодаря декорациям, носящим во всех случаях таинственный характер
(например, изысканная и нелепо роскошная вилла актера; Археологический
бульвар, залитый ночным космическим светом; бесплодная холмистая
местность у Дивино Аморе; грязная, перенаселенная городская окраина и т.
д. в «Ночах Кабирии»), 2) появление персонажей все также, длинным
планом, построенным на контрасте: персонаж-оборванец попадет в роскошное
помещение; наивный, чистый душой персонаж попадает в подозрительное
место; персонаж-осквернитель — в священное место; беззащитный персонаж —
туда, где ему грозит опасность, и т. д. и т. п.
Однако
этот конфликт не является драматическим, поскольку проистекает из
конфликта морального: он еще требует суждения, которое носило бы
социальный характер. Мы не видим, так сказать, исторически обусловленной
борьбы между персонажем и средой. Драматичность проистекает просто лишь
из метафизической природы самого контраста, из его абсолютного
значения, высвобождающего очень сильный заряд таинственности — учитывая,
что персонаж и среда абсолютно чужды и непонятны друг другу.
Реальная
действительность Феллини — это таинственный мир, или ужасающе
враждебный, или невероятно сладостный, и человек у Феллини — это столь
же загадочное создание, которое живет, отдавшись на милость этому ужасу и
этой сладостности.
Такова была Джельсомина, и такова Кабирия, в образе которой Феллини удалось достичь гораздо большей поэтичности.
Стилист
назвал бы реализм Феллини «индивидуальным реализмом». Это реализм,
типичный для жизненно важных переходных моментов; в нем отсутствует
единая и абсолютная идеология, посредством которой можно было бы
раскрыть и развить мир художественного творчества, и поэтому отсутствует
всякая уверенность в возможности человеческого взаимопонимания и
познания. В наши дни объективно существующий исторический и социальный
мир разделен; его моральные философские системы развиваются в двух
направлениях. Мир перерезает не только географическая граница — его
разделяет огромная трещина: она змеится, разделяя идеи, отделяя одно
художественное произведение от другого, одну стилему от дру гой. Будучи
не в состоянии раздвоиться или встать целиком на ту или другую сторону,
современный человек, как видно, живет в междуцарствии; у него не
остается другой возможности реализма, кроме реализма отдельного
человеческого существа — одинокого, затерянного, отчаявшегося и
радующегося в загадочном и непонятном мире. А это ведь предрелигиозный
или уже, по существу, религиозный момент.
Феллини
представляет собой этот момент в нашей истории и, повторяю, с тем
большей страстностью, очевидностью и впечатляемостью, чем больше им
движет инстинкт, нежели сознание...
Коментарі
Дописати коментар